Тема: Плывущий за окном

Плывущий за окном четвёртый ночи час
Не смог утихомирить впечатленья
Унылости текущего мгновенья,
Спешащего столь долго через нас.

О ком я? Пустота на взмах руки
Мерцает занавеской обветшалой.
Но тюля этого, пожалуй, будет мало,
Чтобы отсечь ту ржавчину тоски,

Что коррозирует упрямо в вышине,
Под нёбом, под лопаткою и в теме
Заката глаз, в угрюмом вдохновении
И в этом стотреклятом слове «нас».

Что делать… Обоюдности оброк
Уж собран жадною рукою незабвенья.
Увязан сноп пшеничного глумленья
Над неуклюжей путаностью строк.

На взмах руки… На сердца остановку –
Куда хватает глаз – топлёным молоком
Растёкся мой мираж… Извилистым кнутом
Стегая честности испуганный кураж.

Зола на пальцах, в небе стылый дым –
То фетиш прошлого, десной кровоточащий,
И десять те орлов, несуетно парящих
Над убивающим забвением твоим.

Re: Плывущий за окном

У вас постоянное смешение пятистопного ямба с шестистопным. Рифмовка неоправданно гуляет, иногда пропадает. Метафоры слишком прямолинейные, а иногда вообще неистолкуемые - "сноп пшеничного глумленья", "честности испуганный кураж". Попробуйте быть к себе построже, выстраивайте стихотворение, не подчиняйтесь магии слов, подчините их себе.

Re: Плывущий за окном

Спасибо, Андрей, за Ваши отзывы на мои вирши! Извиняюсь за молчание – я пока плохо разобрался в коммуникационных особенностях сайта, и с этим ещё возникают трудности.
Действительно, Вы правы в том, что зачастую технические аспекты стихосложения для меня занимают второстепенную позицию по отношению к эмоционально-ассоциативному звучанию слов. Не могу сказать, что это есть хорошо. Однако и сугубо «технические» стихи иных авторов меня не прельщают. Блестяще находиться в золотой середине удаётся очень и очень немногим. Но как бы там ни было, для меня ценность поэзии вообще – остается именно в её воздействии, оказываемом на сознание и подсознание человека, нежели в мастерстве компоновки слов. И с этим уже, боюсь, мало что можно сделать… Однако критику по конкретным техническим огрехам воспринимаю с вниманием и благодарностью.
Вопрос же – подчиняться магии слов или подчинить их себе – напоминает мне известный тезис: Природа не храм, а мастерская.
smile
С уважением,
И.

Re: Плывущий за окном

Иван, но слова кроме "эмоционально-ассоциативного звучания" имеют ещё прямую смысловую нагрузку.

Пшенично сноп глумился над строкою.
Кураж боялся честно, но, впадая в раж,
Его кнутом извилистым стегал мираж
И стотреклято не давал покоя.

Упрямо коррозировали руки,
Но неуклюжий обоюдности оброк
Мерцал за путанностью обветшалых строк.
За что редакторам такие муки?

Re: Плывущий за окном

по существу:
Плывущий за окном четвёртый ночи час12 – инверсия и 2 лишних слога

Но тюля этого, пожалуй, будет мало,13 – два лишних слога
Чтобы отсечь ту ржавчину тоски,10 – слышится чтобЫ. И как это тюль может отсечь? Закрыть - да

Что коррозирует упрямо в вышине, - 2 лишних слога
Под нёбом, под лопаткою и в теме
Заката глаз, в угрюмом вдохновении – лишни слог, и слышится вдохновенИи, т.е. сбито ударение
И в этом стотреклятом слове «нас». «стотреклятом»? гм… странное слово

Уж собран жадною рукою незабвенья. – 2 лишних слога

На взмах руки… На сердца остановку – - лишний слог и поменялся размер
Куда хватает глаз – топлёным молоком – лишний слог  и опять так изменился размер
Над неуклюжей путаностью строк.  – подписываюсь под этой строкой.  Это то что я хотела написать по данного произведению

СТИХ - это и мысль и написание. за звуками люди идут к музыке. а коль есть слова, то они должны что-то значить

Наталья Лигун

Не уподобляйтесь глупцам, которые кидаются туда,
куда не осмеливаются ступать ангелы

Re: Плывущий за окном

Спасибо, дорогие мои критики Павел и Наталья!

Коллажик  Павла - очень хорош! smile

Разбор, математическая констатация фактов Натальи производит сильное впечатление скрупулёзностью труда. Отдельное спасибо!
Математика – вещь неумолимая и, как я Вас понимаю, полностью идентична поэзии в отличие от музыки. Приятно, когда люди понимают – о чём говорят. smile Не буду упрочивать свой имидж дилетанта (коим, по сути, и являюсь), вещая о роли знаков препинания и смысловых пауз, о читательском труде, что сродни соавторству и т.д. Слишком уж мой нестих – удобное упражнение для проявления своих знаний отличников-выпускников Литфака. smile
Остаётся два вопроса.
Один лежит, пожалуй, в области философии: кто что понимает под «смыслом слова», и может ли энтот «смысл» существовать отдельно от человеческого восприятия?
А другой – скорее из области психологии: что заставляет людей, вроде бы не стоящих за аудиторной кафедрой, сыпать откровениями вроде: "слова кроме  эмоционально-ассоциативного звучания имеют ещё прямую смысловую нагрузку" или "СТИХ - это и мысль и написание. за звуками люди идут к музыке. а коль есть слова, то они должны что-то значить"
Но обсуждению этих тем явно здесь не место.
smile
Спасибо за внимание!
С теплом,
И.

Re: Плывущий за окном

Хорошо. Чувтсвуется, не зря Вы стихи пишете. Но надо подучиться. слоги считать, ударения и все такое-прочее. Скукота, в общем, но - необходимая.

Внезапно осознал, что я - творенье. И тут же написал стихотворенье...

Re: Плывущий за окном

Олег Мусатов пишет:

Хорошо. Чувтсвуется, не зря Вы стихи пишете. Но надо подучиться. слоги считать, ударения и все такое-прочее. Скукота, в общем, но - необходимая.

smile smile smile
Спасибо, Олег!
С критикой согласен - что есть - то есть.
Но иногда ничего не могу поделать с тем - как та или иная фраза звучит у меня в голове вопреки правильности. А выверенные в этом смысле строчки мне порою кажутся несуразными и сбивчивыми. И этот стишок очевидное подтверждение тому...

Re: Плывущий за окном

Иван Пшеничный пишет:

Спасибо, дорогие мои критики Павел и Наталья!

Коллажик  Павла - очень хорош! smile

А другой – скорее из области психологии: что заставляет людей, вроде бы не стоящих за аудиторной кафедрой, сыпать откровениями вроде: СТИХ - это и мысль и написание. за звуками люди идут к музыке. а коль есть слова, то они должны что-то значить"

И.

hmm sad тут никто и ничего не заставляет делать!
мне ВАШ стих не ясен, прежде всего, как читателю.

Наталья Лигун

Не уподобляйтесь глупцам, которые кидаются туда,
куда не осмеливаются ступать ангелы

Re: Плывущий за окном

Наталья Лигун пишет:
Иван Пшеничный пишет:

Спасибо, дорогие мои критики Павел и Наталья!

Коллажик  Павла - очень хорош! smile

А другой – скорее из области психологии: что заставляет людей, вроде бы не стоящих за аудиторной кафедрой, сыпать откровениями вроде: СТИХ - это и мысль и написание. за звуками люди идут к музыке. а коль есть слова, то они должны что-то значить"

И.

hmm sad тут никто и ничего не заставляет делать!
мне ВАШ стих не ясен, прежде всего, как читателю.

Наташа, не обижайтесь!
Я, действительно, благодарен Вам за строгий предметный разбор моего текста. Это полезно.
Ну а по поводу непонимания - наверно это тоже нормально, хотя и жаль. smile
Дело в том, что текст мною обкатан. И по поводу понимания его содержания я имею достаточно разнообразную палитру мнений, и Ваше также достойно и имеет право на существование. Смею Вас заверить, что текст не является случайным набором несвязанных смысловым стержнем слов. smile
Ещё раз - спасибо за внимание к моим лит.потугам!
:rose:
С уважением,
И.

Re: Плывущий за окном

Иван, непонимание непониманию рознь. По отношению к вашему стихотворению непонимание проистекает исключительно оттого, что оно изначально не было продумано - потому и не получило ясной текстовой экспликации. За темнотой текста очень часто скрываются ложная многозначительность и отсутствие реального плана содержания (при наличии реального плана выражения). Кто высказывал вам положительные мнения по поводу этого стихотворения - я не знаю. Опасаюсь, что то были не слишком компетентные люди. Присмотритесь еще раз. Как бы вам ни было дорого это стихотворение - но пока в нем нет ничего, кроме сплетения чужеродных слов. В таком виде я его никак одобрить не могу.

Re: Плывущий за окном

Андрей Кротков пишет:

Иван, непонимание непониманию рознь. По отношению к вашему стихотворению непонимание проистекает исключительно оттого, что оно изначально не было продумано - потому и не получило ясной текстовой экспликации. За темнотой текста очень часто скрываются ложная многозначительность и отсутствие реального плана содержания (при наличии реального плана выражения). Кто высказывал вам положительные мнения по поводу этого стихотворения - я не знаю. Опасаюсь, что то были не слишком компетентные люди. Присмотритесь еще раз. Как бы вам ни было дорого это стихотворение - но пока в нем нет ничего, кроме сплетения чужеродных слов. В таком виде я его никак одобрить не могу.

Ваше право.

Re: Плывущий за окном

Иван, мало того, что в стихотворении недопустимо сильно скачет ритм ( см. замечания Натальи Л.), так еще и в некоторых катренах (3 и 5 ) отсутствует рифма! Первая строка грамматически построена неверно, а ведь она ключевая - начальная. Начало стихотворения должно вызывать желание у читателя продолжить чтение, а в Вашем случае, извините, вызывает обратное желание.

Плывущий за окном четвёртый ночи час
Не смог утихомирить впечатленья
Унылости текущего мгновенья,
Спешащего столь долго через нас.

О ком я? Пустота на взмах руки
Мерцает занавеской обветшалой.
Но тюля этого, пожалуй, будет мало, - Но тюля этого! Какого? Вы же про занавеску писали. А тюль и занавеска (обветшалая) - разные вещи. Даже не синонимы.

Ляпов много - грамматических, логических, лексических - разных.

То фЕтиш прошлого, десной кровоточащий, - это вообще образное "извращение" . Раной кровоточащий, т.е кровоточит раной - да, но десной???  М.Б. десной кровоточащЕй? Тогда еще допустимо. Но, если честно, эстетика данного образа оставляет желать лучшего!
Поверьте, стих не настолько хорош, как Вам кажется! С этим Вам придется согласиться. Не сейчас, так позже, когда пройдет время, и вы посмотрите на то, что написали зрелым профессиональным взглядом.
Я еще много могла бы писать об этом Вашем произведении, но, пожалуй, остановлюсь, т.к. пока ничего хорошего выразить не могу. Пыталась найти стоящие образы, но не смогла. Стих индивидуально- ассоциативный. Он написан только для самого себя!

"Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, не еще яснее, когда он владеет мыслею"
"Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый - время"
В.Г.Белинский.

Re: Плывущий за окном

Пешкова Светлана пишет:

Иван, мало того, что в стихотворении недопустимо сильно скачет ритм ( см. замечания Натальи Л.), так еще и в некоторых катренах (3 и 5 ) отсутствует рифма! Первая строка грамматически построена неверно, а ведь она ключевая - начальная. Начало стихотворения должно вызывать желание у читателя продолжить чтение, а в Вашем случае, извините, вызывает обратное желание.

Плывущий за окном четвёртый ночи час
Не смог утихомирить впечатленья
Унылости текущего мгновенья,
Спешащего столь долго через нас.

О ком я? Пустота на взмах руки
Мерцает занавеской обветшалой.
Но тюля этого, пожалуй, будет мало, - Но тюля этого! Какого? Вы же про занавеску писали. А тюль и занавеска (обветшалая) - разные вещи. Даже не синонимы.

Ляпов много - грамматических, логических, лексических - разных.

То фЕтиш прошлого, десной кровоточащий, - это вообще образное "извращение" . Раной кровоточащий, т.е кровоточит раной - да, но десной???  М.Б. десной кровоточащЕй? Тогда еще допустимо. Но, если честно, эстетика данного образа оставляет желать лучшего!
Поверьте, стих не настолько хорош, как Вам кажется! С этим Вам придется согласиться. Не сейчас, так позже, когда пройдет время, и вы посмотрите на то, что написали зрелым профессиональным взглядом.
Я еще много могла бы писать об этом Вашем произведении, но, пожалуй, остановлюсь, т.к. пока ничего хорошего выразить не могу. Пыталась найти стоящие образы, но не смогла. Стих индивидуально- ассоциативный. Он написан только для самого себя!

Светлана, спасибо за Ваше мнение!
Хочу обратить Ваше внимание на то, что нигде ни разу не назвал собственный текст - очень хорошим стихом, как Вы мне это приписываете.
Сбои ритма и блуждающая рифма - факты, не требующие дополнительных доказательств.
И действительно, ассоциативность - вещь индивидуальная.
Хочу также обратить Ваше внимание на то, что мною были представлены три стиха (которые, впрочем, также грешат указанными Вами болезнями). Удивительно, что все сконцентрировались именно на этом.

И.

Re: Плывущий за окном

Если я сделаю анализ остальных двух, будет толк?
Вы намерены прислушиваться к мнению редакторов и авторов и что-то править?
Иван, я не хочу тратить свое время напрасно. Просто отделаться во втором туре парой фраз я не могу, не в моих правилах. Хотелось бы видеть и проводить  плодотворную обоюдную работу.
Судя по этому стихотворению, в Вас нет стремления что-то менять и править. Вы уверены в своей правоте.
Не так ли?

"Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, не еще яснее, когда он владеет мыслею"
"Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый - время"
В.Г.Белинский.

Re: Плывущий за окном

Пешкова Светлана пишет:

Если я сделаю анализ остальных двух, будет толк?
Вы намерены прислушиваться к мнению редакторов и авторов и что-то править?
Иван, я не хочу тратить свое время напрасно. Просто отделаться во втором туре парой фраз я не могу, не в моих правилах. Хотелось бы видеть и проводить  плодотворную обоюдную работу.
Судя по этому стихотворению, в Вас нет стремления что-то менять и править. Вы уверены в своей правоте.
Не так ли?

Светлана, Вы несколько неверно воспринимаете уровень моей самооценки. Я далёк от максималистичных выводов вообще, а на свой счёт – тем более. Представленные мною тексты – старые, и исправлять их я не собираюсь именно по этой причине (это – как уже отрезанный ломоть), а не потому, что мне наплевать на Ваше мнение или мнение других авторов и редакторов. Скорее – критику я «мотаю на ус» для будущей работы.
Я уважаю Ваш скрупулезный подход к анализу, и, конечно, не могу требовать у Вас чего-то сверх того, что Вы уже сделали.

И.

Re: Плывущий за окном

Иван Пшеничный пишет:

Светлана, Вы несколько неверно воспринимаете уровень моей самооценки. Я далёк от максималистичных выводов вообще, а на свой счёт – тем более. Представленные мною тексты – старые, и исправлять их я не собираюсь именно по этой причине (это – как уже отрезанный ломоть), а не потому, что мне наплевать на Ваше мнение или мнение других авторов и редакторов. Скорее – критику я «мотаю на ус» для будущей работы.
Я уважаю Ваш скрупулезный подход к анализу, и, конечно, не могу требовать у Вас чего-то сверх того, что Вы уже сделали.

И.

На основании Ваших слов, могу сделать вывод: дальейшая работа над данным произведением окончена. ( Со стороны редакторов, т.к. Вашего труда здесь и не было) Я выражаю свою радость по поводу того, что Вы все необходимое намотали на ус и  приступаете к написанию новых произведений, которые мы в скором будущем и увидим.
Иван, мы Вас ждем на фабуле с качественно новыми стихами!
Успехов!

"Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, не еще яснее, когда он владеет мыслею"
"Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый - время"
В.Г.Белинский.

18

Re: Плывущий за окном

Рассвет, туман, костер и дым,
Не рассмотреть конкретики детали,
Смогу ли объяснить размытое? Едва ли.
Наверно стар, быть нужно молодым.

С уважением, КАА.

Я сам в не освещенной комнате окно. наружу видно. а, что внутри - увы.

Re: Плывущий за окном

KAA пишет:

Рассвет, туман, костер и дым,
Не рассмотреть конкретики детали,
Смогу ли объяснить размытое? Едва ли.
Наверно стар, быть нужно молодым.

С уважением, КАА.

Я стою у реки, облетающим листьям внимая.
Листопад говорит о последнем дыхании дня.
Тих и сумрачен путь, на который неслышно вступаю,
Не прося у воды омовенья, у Солнца - огня...

За спиною, прикрытою белым кудлатым туманом
Вопли дальних ватаг: Воротись! Повинись! Разменяй!
Над рекой тишина, только тихим невинным обманом
Гомон птиц, второпях покидающих выцветший край...

Спасибо!

И.

20

Re: Плывущий за окном

Иван, здравствуйте.
Вопли дальних ватаг (они  же шайки, банды и т.д.) пугают, тривожат.

Были как-бы друзья, что стоят за спиной,
А теперь лишь стена, на нее обопрусь.
Сёстры, братья! Ну будь те ж со мной,
За себя я ли я бьюсь? Нет, ребята, за Русь.

Но всё равно над рекой тишина, только тихим невинным обманом
Гомон птиц, второпях покидающих выцветший край...

С уважением, КАА.

Я сам в не освещенной комнате окно. наружу видно. а, что внутри - увы.