Тема: Дактиль. (Второе задание).
Задание 2. Найти материалы о размере дактиль ( подробно и с примерами, пожалуйста) Опубликовать
В начале, приведу две формальные ссылки на словари,
А затем постараюсь примерами проиллюстрировать свои ощущения от этого стихотворного размера.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дактиль, греч.,(- UU), стихотворный размер, состоящий из трехсложной стопы, в которой первый слог долгий (в языке, не имеющем долготы, например, в русском - ударяемый), а остальные два - краткие (в русском - неударяемые): - UU.
Квятковский. Поэтический словарь 1966
ДА́КТИЛЬ (греч. δάκτυλος, букв. — палец) — 1) античная четырехдольная стопа о трех слогах, из которых первый — долгий (двудольный), а остальные два — короткие, однодольные . Свое название эта стопа получила именно потому, что строением она напоминает фигуру пальца, у которого три фаланги (три слога), из них большая фаланга (долгая) равна по длине двум коротким. Ритмическое великолепие Д. настолько поразило слух древних греков, что их неистощимая фантазия приписывала изобретение этой стопы богу Дионису, беседовавшему с людьми стихами («язык богов»), сложенными в дактилическом метре. История присваивает этому стиху еще другое название — политикос. В стихах, составленных Д., допускалась замена дактилической стопы изометричной стопой — спондеем . Из Д. и спондеев составляется гекзаметр.
2) В европейской поэтике Д. называется трехдольная стопа о трех же слогах с словесным ударением на первом слоге. Попытка М. Смотрицкого ввести в России античный дактиль не получила практической поддержки (см. Гекзаметр). Трехдольным Д. писал В. Тредиаковский свои примечательные гекзаметры. Большую роль в разработке Д. в русской поэзии сыграл А. Сумароков, а за ним Г. Державин, А. Пушкин, Н. Щербина, А. Фет, А. Майков и др. В русской народной поэзии силлабо-тонические дактили не встречаются, хотя примеры трехдольных размеров там имеются. Вот примеры силлабо-тонического Д. в русской поэзии.
Трехкратный Д.:
|Буря на |небе ве|чернем, /\ |
|Моря сер|дитого| шум, /\ /\ |
|Буря на |море и | думы, /\ |
|Много му|чительных | дум. /\ /\ |
(А. Фет)
Четырехкратный Д.:
|Славная | осень! Здо|ровый, я|дреный /\ |
|Воздух у|ста лые| силы бо|дрит; /\ /\ |
|Лед нео|крепший на | речке сту|деной /\ |
|Словно как | тающий| сахар ле|жит. /\ /\ |
(Н. Некрасов)
Пятикратный Д.:
| Страстно про|сил я бес|смертных бо|гов олим|пийских /\ |
| Дать мне ми|нуту, од|ну лишь ми|нуту сви|даться /\ |
| С чудно-пре|красною | смертною | девой. На|стало /\ |
| Это мгно|венье. У|видев е|е у бес|смертных /\ |
| Начал про|сить я, чтоб | миг вожде|ленный сви|данья /\ |
| В вечность про|длили о|ни...
(Н. Щербина)
Шестикратный Д. с одной цезурой:
| Слышишь ли | ты, как шу|ми́т /\ ввер|ху угло|ватое | ста́до? /\ |
| С криком ле|тят через | до́м /\ /\ | к теплым по|лям журав|ли́, /\ /\ |
| Желтые | листья шу|мя́т, /\ в бе|резнике | свищет си|ни́ца, /\ |
| Ты гово|ришь, что о|пя́ть /\ /\ | теплой дож|демся вес|ны́. /\ /\ |
(А. Фет)
Шестикратный Д. с двумя цезурами:
| В желтой гос|ти́ной, из | серого | кле́на, с о|бивкою | ше́лковой, |
| Ваше Си|я́тельство | любит по | вто́рникам | томный жур|фи́кс. /\ /\ |
| В желтой вен|ге́рке ко|мичного| цве́та, ко|ричнево-|бе́лковой, |
| Вы предла|га́ете | тонкому | о́бществу | ирисный | ке́кс, /\ /\ |
| Нежно вды|ха́я си|гары эрц|ге́рцога | абрис фи|а́лковый. |
(И. Северянин)
Дактиль дактилем, но я обратил внимание, что в зависимости от количества стоп, наличия или отсутствия цезур в конце строк и системы рифмовки очень сильно меняется настроение, которое несёт в себе ритм. Для иллюстрации этого я подобрал несколько произведений, как «классиков», так и современных поэтов.
Европейский дактиль с дактилическими рифмами четырехстопный.
! - - ! - - ! - -! - -
! - - ! - - ! - -! - -
Регулярный без перебоев ритм, который задаёт эта стихотворная форма на мой взгляд замечательно использовал Аркадий Эйдман в своём стихотворении «Падают яблоки.»
Когда я читаю это стихотворения я начинаю слышать падение яблок, реально появляется эффект присутствия в яблоневом саду.
Аркадий Эйдман.
Падают яблоки…
Падают яблоки спелые, жёлтые
Оземь. И брызгами в разные стороны.
Вот Человек. Его сердце расколото.
Осень настала. Лишь каркают вороны.
Каркают громко. Чернеют пророчества.
Скоро дороги запрячет метелями.
Ты полюби. И пройдёт одиночество.
Радость вернётся теплом и капелями.
В начале стиха все ударения падают на начало слова, в середине и так и так, в конце первый -слог слов остаётся ударным только у первых слов в строфе. Сначала, поэтому слышатся просто хлопки, но потом после того, как прислушаешься слышно уже и шум пробивающегося сквозь крону яблока, а потом хлопок о землю…
Но, как я заметил, дактиль с дактилическими рифмами во всех строках используется редко, возможно из-за этого эффекта «безостановочности» ритма.
Некоторая противоположность – дактиль с мужскими рифмами (двумя цезурами в конце каждой строки)
! - - ! - - ! - -!
! - - ! - - ! - -!
Афанасий Фет
Знаю, зачем ты, ребёнок больной,
Так неотступно всё смотришь за мной,
Знаю, с чего на большие глаза
Из под ресниц наплывает слеза.
Там у вас душно, там жаркая грудь
Разу не может прохладой дохнуть,
Да, нагоняя на слабого страх,
Плавает коршун на тёмных кругах
Только вот здесь, средь заветных цветов,
Тень распростёрла таинственный кров,
Только в сердечке поникнувших роз
Капли застыли младенческих слёз.
Здесь, наоборот, вследствие мужской рифмы во всём стихотворении, в конце каждой строки происходит «тормоз». Ритм получается прерывистый, как прерывистое дыхание. И даже описание прохлады тенистого места не даёт оцущения безмятежности и спокойствия.
Чередование дактилической и мужской рифмы приводит к совершенно другому ритмическому рисунку и, соответственно к другой эмоциональной окраске стиха.
! - - ! - - ! - -! - -! - -
! - - ! - - ! - -! - -!
Саша Венский
Рожица жизни
(Моё первое юмор.стихо)
Грезилось, верилось - было мечтою разбужено:
Пили сердца вдохновенно мечты, чудеса...
Судьбы являли прохожих, попутчиков, суженных -
Ждали, надеялись, верили в нас небеса!
Выпито, съедено, сердцем слезливо заласкано...
Жизнью чудной нам подарено - странной судьбой...
Вот оглянувшись назад, мы, душою потасканной,
Смотрим на прожитый путь с чуть отвисшей губой.
Жизнь улыбнулась лукаво и скорчила рожицу -
Рот я разинув, на "пятой опоре" сижу...
А чудеса этой жизни плодятся и множатся -
Жизнь, я тебе улыбнусь и язык покажу!
11.08.2007
Дактиль с чередованием дактиличеккой и женской рифмы
Трехстопный
! - - ! - - ! - -
! - - ! - - ! -
Гаврила Державин
Ласточка (первый катрен)
О домовитая Ласточка!
О милосизая птичка!
Грудь краснобела, касаточка,
Летняя гостья, певичка!
Дактиль с женской рифмой шестистопный. (Гекзаметр)
! - - ! - - ! - -! - -! - -! -
! - - ! - - ! - -! - -! - -! –
Аполлон Майков
Дианея
Право, завидно смотреть нам, как любит тебя Дионея
Если ты в цирке на бой гладиаторов смотришь иль внемлешь
Мудрым урокам в лицее иль учишься мчаться на конях, -
Плачет, ни слова не скажет! Когда же в пыли ты вернёшься, -
Вдруг оживет, и соскочит, и кинется с воплем,
Крепче, чем плющ вкруг колонны, тебя обвивает руками:
Слёза на длинных ресницах в устах поцелуй и улыбка.
Я думаю, если бы была другая тема, всё равно осталось бы ощущение античности.
Пятая строка укорочена на одну стопу, что, на мой взгляд добавляет стремительность.
Дактиль с чередованием мужской и женской рифмы наиболее часто встречающаяся форма.
Двухстопный.
! - - ! –
! - - !
Гаврила Державин
Пчела
Пчелка златая!
Что ты жужжишь?
Всё вкруг летая,
Прочь не летишь?
Или ты любишь
Лизу мою?
Соты ль душисты
В желтых власах,
Розы ль огнисты
В алых устах,
Сахар ли белый
Грудь у неё?
Пчелка златая!
Что ты жужжишь?
Слышу, вздыхая,
Мне говоришь:
К мёду прилипнув,
С ним я умру.
Интересный ритм. Очень своеобразный. И очень напевный.
Трехстопный.
! - -! - - ! –
! - -! - - !
Михаил Михайлов
Зимние вьюги завыли
В наших пустынях глухих
Саваном снега накрыли
Мёртвых они и живых
Гроб – моя тёмная келья,
Крыша тяжелая – свод,
Ветер полночный в ущелье
Мне панихиду поёт.
Четырехстопный
! - - ! - - ! - -! -
! - - ! - - ! - -!
Для иллюстрации этого размера я решил показать свой экспромт, сочиненный для поздравления брата жены с днём рождения. Я думаю многим будет интересно его прочитать, потому, что он охватывает срез около 30 последних лет.
Я воспринимаю этот размер, как легкий, полетный… как бег вприпрыжку, что ли…
Владимир Липгарт
Брату жены на день рождения (экспромт)
Гриня, родился ты в теле недавно:
Минуло сорок три года всего.
Папа и мама, детсадик, Анапа….
Школа, мальчишки, девчонки, вино…
Муж у сестры появился, племяшки.
Кухню освоил, как место для сна.
Гладил пелёнки, простынки, рубашки,
Но начинал рисовать… неспроста.
Очень хотелось творить, вдохновляться
Сбросить ненужный, избыточный груз.
И рисовать, наслаждаться, влюбляться…
Но поступил ты в технический вуз.
Стали и сплавы, в печах обработка,
Так – попривычней и в жизни верней!
Нужно работать, ведь голод - не тётка!
Дома сказали, а им-то видней!?
Музыка, правда играла и пела,
Пьяно и форте на волю рвалась.
Ты фортепьяно освоил умело,
Время ценя, в институте учась.
Кончился Вуз, защитились проекты.
Распределенье. Теперь ВНИЭТО
В Верхней Салде – на Урале объекты…
Понял ты быстро, что это не то!
Понял, что есть и другие таланты.
Жизнь повернул! Эх, вы мысли лихи!
Был ты художником, был музыкантом…
Музой твоей завладели стихи.
Лит. институт и министр культуры
Был консультантом. Творил ты легко.
Но… повернулось… сменились фигуры…
Сидоров твой улетел далеко.
Баста! – решил ты – пора же за дело!
Взялся бухгалтером – время сейчас.
«Игры» - долой! За дензныками смело
Вышел ты в бой не на миг, не на час.
Но бухгалтерия – это не манна.
Хочется больше – читать и верстать.
И – оформлять, ведь художника данность
В теле твоём всё желает восстать.
Вот и Архив. Зам директора! – Диво!
Вспомнил лишь я Дударенко судьбу…
Впрочем, долой негативчики! – Вива!
Дом возрастает и время – ему.
Дом ты построишь и будет уютно
Будет просторно, красиво, тепло.
Дети родятся, и новое УТРО
Встретишь ты в том, что тебя увлекло.
Пятистопный
! - - ! - - ! - -! - -! -
! - - ! - - ! - -! - -!
Алла Рыженко.
Музыка Ангела.
Слышите музыку? Ангел на флейте играет.
Ночь раздробилась на множество звездных часов.
Льется мелодия, нежностью мир наполняет,
Мир оживающих сказок и светлых стихов.
Нежность обводит вокруг очарованным взором.
Мягким ковром расстилаются детские сны.
В музыке Ангела тонким изящным узором
Переплетаются свет и улыбка Луны.
Переплетаются судьбы, любовь и потери,
Чьи-то признанья и чья-то притихшая боль.
В музыке Ангела - звезды, и птицы, и звери,
Царство небесное, жизни земная юдоль.
С музыкой Ангела Нежность над нами закружит,
Ливнем весенним смывая печаль и грехи.
Песня рождается, и раскрываются души,
Соединяя мелодию, свет и стихи…
Дактиль иногда применяют в сочетаниями с другими размерами.
Я приведу лишь сочетания дактиля с дактилем
Сочетание европейского и античного дактиля
! - - ! - - ! - -! -
! - - ! - - ! - -!
! - - ! - - ! - -! -
!! - - !
Гаврила Державин
Лето
Знойное лето весна увенчала
Розовым, алым по кудрям венцом;
Липова роща, как жар, заблистала
Вкруг мёда листом.
Желтые грозди сквозь лист продираясь
Запахом рдяным нимф сельских манят;
Травы и нивы, косой озаряясь,
Как волны шумят.
………
С моей точки зрения, дактиль предоставляет очень большое разнообразие ритмических рисунков стиха. Введение цезур в середине стиха, создаёт дополнительные возможности в построении разнообразных ритмических рисунков.