Тема: Анапест
)
Задание Граф О'Ману:
2. Найти материалы о размере анапест ( подробно и с примерами, пожалуйста) Опубликовать
Для начала приведу определение, что же это такое.
АНА́ПЕСТ (греч. ἀνάπαιστος — отраженный назад, менее распространено ударение анапе́ст, соответствующее нем. Anapä́st) —
1) античная четырехдольная стопа (повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха ) о трех слогах, в античной квантитативной метрике — метр, стопа которого состоит из двух кратких и одного долгого слога, из которых последний — долгий, двудольный. Называлась эта стопа «обратно ударяемой» потому, что она противоположна дактилю по местонахождению тезиса, т. е. долгого слога (схема античной дактилической стопы уубб , а анапестической - ббуу ). При исполнении анапестических стихов в Элладе исполнители приплясывали, отбивая ногой такт на последнем слоге стопы, а не на первом, как это имеет место в дактиле. Поэтому анапестическая стопа носит еще другое название — антидактиль. Стремительность анапестического ритма, обусловленная наличием двудольной (двусложной) анакрузы, дала основание античной фантазии создать мифического изобретателя анапеста — хромоногого поэта Тиртея, со стихами-песнями которого древние воины шли в бой.
2) В общеевропейской и русской силлабо-тонической метрике анапест не четырехдольная, а трехдольная стопа бб|у . Это — трехдольник третий с двудольной (двусложной) анакрузой бб|убб|убб|убб|у , т.е. это метр, стопа которого состоит из двух безударных и одного ударного слога.
Как вы можете видеть на схеме анапеста, ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги.
В практике русских поэтов анапест появился впервые у А. Сумарокова (ода «Противу злодеев»). Вот начало этой оды:
На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу.
На врагов, кои мучат нахально,
Стон пуская в селение дально,
Сердце жалобы вносит печально.
(1759 г.)
Стихотворения, написанные анапестом, встречается у В. Жуковского, А. Дельвига, А. Пушкина, А. Полежаева. М. Лермонтов, а за ним А. Кольцов, Н. Некрасов и А. Фет открыли широкий путь анапеста в русскую поэзию. От них анапест прочно вошел в практику К. Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова и других поэтов дореволюционной, а затем и советской эпохи.
Приведу несколько примеров анапеста. Надеюсь, вы меня простите за то, что вместе с классиками и современными поэтами я размещу в некоторых примерах и свои, с позволения сказать, творения.
Двустопный анапест:
Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.
(И. Бродский)
Молитва
Царь небес! Успокой
Дух болезненный мой!
Заблуждений земли
Мне забвенье пошли.
И на строгий Твой рай
Силы сердцу подай.
(Е. Баратынский)
Хочу оговориться, что в анапесте на начальном слоге строки часто бывает сверхсхемное ударение.
Трехстопный анапест с обозначением анакрузы.
О Рав|ви! В это |грозное |море
Я пой|ду за То|бою по|всюду:
Претер|плю и ли|шенья, и |горе –
Но ве|щателем |истины |буду!…
(В. Крестовский)
А вы |знаете, |я не у|мру,
Отдох|ну здесь в па|лате на |койке.
Опе|рация |только к ут|ру...
Пого|дите за|капывать! |Стойте!
Зако|пали...Всё |так, как всег|да.
Начи|наешь ты |быть с ними |честным,
Так о|ни тебя - |р-раз, и - ту|да.
Ниче|го, после|завтра...вос|кресну.
(Граф О’ Ман)
А в следующем отрывке 1-я и 3-я строки написаны 4- х стопным анапестом, а 2-я и 4-я – 3-х стопным.
Враг могуч и хитёр: по местам, по местам!
И настОроже око и ухо:
Бой повсюду пойдёт, по земле, по морям
И в невидимой области духа.
(А. Майков)
В отпуск ехал украли ботинки, штаны.
Обнаглели вагонные воры.
В пятый раз слышу снова упрёк от жены –
Ты бы нА ночь не ел …мухоморы.
(Граф О’ Ман)
Четырехстопный анапест:
Ну, в игре не везёт - так не нужно играть,
Да не надо б травить - всё про тайны да клады...
Помолчи, моя птица, довольно орать.
Откручу ведь башку-то. Сказал же - не надо!
(Татьяна Путинцева)
Жизнь безрадостна столько недель или месяцев.
Приросла маска, видно, моё дело - гиблое.
Без любви мне осталось не много – повеситься.
Помогите, чтоб сдвинуть успел парадигму я.
(Граф О’ Ман)
Пятистопный анапест:
Ночное дежурство
В анфиладах палат полумёртвый мерцающий свет.
Отделение смертников. Страшно. Преддверие ада.
Я обычный интерн. Первогодка. И только бравада
Помогает мне ждать затянувшийся зимний рассвет.
(Алексей Порошин)
Лев с телёнком пасутся бок о бок, корова – с медведем.
Там ягнёнок и волк, не враждуя, играют в игру.
Возвращаясь в тот край, что дороже всего мне на свете,
Я забуду невзгоды, я там никогда не умру.
(Граф О’ Ман)
Итак, обобщим:
АНАПЕСТ — это трехсложная стопа, в которой ударным является последний слог, как, напр., «человек». Анапест представляет собой, таким образом, стопу совершенно противоположную по своему характеру дактилю, в котором ударным является первый слог. В связи с положением удара, дающим анапесту напряжение и стремительность, анапест является стопой восходящей (так вообще именуются стопы, в которых неударные слоги предшествуют ударным). Несмотря на резкое отличие свое от дактиля, анапест, правда, в очень редких случаях, может заменять последний, как, например, в лермонтовском стихе, отмеченном Валерием Брюсовым: «Окружи счастием счастья достойную». В первой стопе этой Лермонтовской четырехстопной дактилической строчки дактиль заменен анапестом («окружи», т. е. ударение на последнем слоге, а не на первом, так, например, в последующем слове «счастием»).
Что ещё можно сказать об этом стихотворном размере? Анапест употребляется в такой форме стиха, как лимерик.
Размер лимерика
Первые 2 строки и последняя строка - 3-х стопный анапест:
а-а-А-а-а-А-а-а-А(-а-а)
Или 3-х стопный амфибрахий:
а-А-а-а-А-а-а-А(-а-а)
3-я и 4-я строки - 2 стопный анапест:
а-а-А-а-а-А(-а-а)
Или, опять же, амфибрахий:
а-А-а-а-А(-а-а)
В заключении отмечу, что в стихах вполне возможно сочетание разных размеров, главное, чтобы была гармония.