Рассматриваемый период хронологически охватывает время с начала XVII века до 1648 года (т. е. до Вестфальского мира, который положил конец Тридцатилетней войне). Он характеризуется обострением противоречий между складывавшимися национальными государствами (Англия, Франция, Голландия) и противостоявшими им универсалистскими монархиями в лице испанских и австрийских Габсбургов. Войны, которые периодически вспыхивали в эту эпоху, неизбежно порождали на морях такое явление, как каперство (корсарство). Организаторами каперских экспедиций обычно были частные лица (купцы, судовладельцы), получавшие от официальных властей разрешение на захват кораблей и иной собственности, принадлежавших вражеской державе или ее подданным. Подобное разрешение в военное время выдавалось в виде каперского свидетельства (грамоты, патента, лицензии, поручения), а в мирное время — в виде репрессальной грамоты (т. е. свидетельства на право репрессалии). Нередко каперские свидетельства использовались в качестве правового прикрытия откровенного пиратства. Например, английские судовладельцы, желавшие и в мирное время отправлять свои корабли на охоту за испанскими призами (трофеями), могли купить каперскую грамоту у той страны, которая в тот период находилась в состоянии войны с Испанией, и, таким образом, «легализовать» свой пиратский бизнес.
С началом англо-испанской войны 1625–1630 гг. правительство Карла I открыто санкционировало английское приватирство (каперство) в Атлантике и Вест-Индии. 2 ноября 1625 года король разрешил адмиралтейству выдать репрессальные грамоты купцам и судовладельцам, которым испанцы нанесли материальный ущерб и которые жаждали «получить удовлетворение на морях от подданных короля Испании» [12, p. 229]. Каперы обязаны были действовать под флагом своего государства, не нарушая законов и обычаев войны и придерживаясь полученных инструкций. Перед выходом в море они должны были оставлять в качестве залога определенную сумму денег; всю захваченную добычу должен был рассматривать и оценивать адмиралтейский суд, который узаконивал захваченное; команда каперского судна обязана была с уважением относиться к пленным [13, p. 410].
В постановлении Тайного совета от 3 ноября того же года указывалось: прежде чем получить репрессальное свидетельство, купцы или судовладельцы должны были представить в адмиралтейство доказательства того, что им действительно был нанесен ущерб подданными другого государства. Добычу каперы обязаны были доставлять только в английские порты и сохранять ее до решения верховного суда адмиралтейства. В случае затруднений при определении стоимости приза суд назначал особую комиссию из пяти человек для проведения описи и оценки награбленного. Далее, каперам запрещалось покушаться на корабли англичан и их союзников. После решения верховного суда адмиралтейства каперы могли свободно продавать свою добычу там, где хотели. Последний пункт постановления требовал, чтобы каперы еще до получения каперской лицензии передавали в адмиралтейство подробные сведения о названии своих кораблей, их вооружении, тоннаже, именах капитанов, численности экипажей и т. д. [12, pp. 229-231] Аналогичные правила действовали и в других морских государствах Западной Европы.
Санкционирование и инвестирование корсарского промысла в Вест-Индии
Общая история
Автор: Виктор Губарев
Статья написана: 07.09.2007
Последнее обновление ( 03.03.2008 )
http://www.privateers.ru/content/view/456/45/
Очень интересная статья.