1 (изменено: Людмила Шкилёва, 2007-09-02 12:21:47)

Тема: Домашнее задание. Пункт 2. "О стихотворном размере Ямб.... и не только

Задание было такое: Найти и распечатать материал о стихотворном размере ЯМБ. С примерами. 
Но  вот что я подумала...Мало кто из нас   под впечатлением эмоций, или от большой любви, за свою жизнь не написал ни одного стиха, не срифмовал ни одной строчки. У одних это проходит   быстро, у других остается надолго. Хорошо, когда  «дар божий» (не путать с яичницей) и пишутся стихи, а не абракадабра с набором слов и отсутствием смысла. Но ведь бывает и наоборот. А желание писать есть. И мы пишем, пишем, а на замечания , порой очень даже дельные, отвечаем: "у меня возникает чувство, что душа теряется, когда я начинаю исправлять…." Вот и получается, что хочешь или не хочешь а надо  бы знать некоторые правила стихосложения, что бы написанное нами было хотя бы удобочитаемым, а эмоциональные отклики наших читателей  радовали, а не сводились  к вежливому : «Неплохо, но..»
Просто написать о ямбе – не получается потому, что все цепляется одно за другое. Да и для восприятия проще, когда рядом есть и другая, нужная информация – все познается в сравнении. Так, что…
Поехали…

Прежде чем писать о стихтворном размере  ЯМБ напомню некоторые понятия, которые  неминуемо встретятся при знакомстве с ним.

СТОПА — условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер античного и силлабо-тонического стихосложения.
В античном стихосложении стопой считалось сочетание долгих и кратких слогов. Поскольку в русском языке таких слогов нет, стопа в силлабо-тоническом стихосложении – сочетание ударного и безударного (или более) слога.
В стихотворной строке можно выделить стопы двусложные – хорей и ямб – и стопы трехсложные – дактиль, амфибрахий и анапест,
Разделение стиха на стопы условно, ибо границы стоп как правило, не совпадают с границами слова:
Уж бли | зок пол | день, жар | пыла | ет...
Кроме того, в русском стихе далеко не все строки являются полноударными, в них нередко ударные слоги заменяются безударными или, наоборот, возникают «лишние» ударения.



СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных слогов. Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной системе и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры. В двусложных размерах различают хорей и ямб.
Расстановка в строке всех возможных ударений осуществима лишь в том случае, когда строка состоит из коротких односложных, двусложных и трехсложных слов:
Но уже Ломоносов признал, что так писать стихи «трудновато», потому что в языке очень много слов длинных и в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка ударений строго не соблюдается — они не должны попадать на «чужие» места, зато пропускать их можно — от этого ритмическое звучание не страдает, наоборот, стих звучит более разнообразно. В этом случае могут возникать два безударных слога подряд. Иногда слова стекаются таким образом, что возникают два подряд ударных слога:
Мне мил мой стыд, он право мне даёт... (М. Лермонтов.)
В трехсложных размерах в зависимости от местоположения ударного слога различают: дактиль – с ударением на первом слоге стопы, амфибрахий – с ударением на среднем между безударными слоге и анапест – с ударением на последнем, третьем слоге стопы.
Последовательность таких групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер. Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым – от одной и больше, на практике же протяженность строки бывает в двусложных размерах (хорей, ямб) от двух до шести стоп, а в трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) – от двух до четырех.

Ну, а теперь перейдём непосредственно к стихотворным размерам.

Основных размеров всего пять: два двусложных и три трёхсложных.
Двусложные состоят из двух слогов, трёхсложные – из трёх.

Более простые – двусложные. Это ямб и хорей. Отличаются они друг от друга тем, что ударение в этих размерах падает на разные слоги: у одного – на четные, у другого – на нечётные.

Если ударение падает на чётные слоги, то это ЯМБ. .
Вот о нем-то собственно и надо было писать «Домашнее задание»

Ямб генетически связан с земледельческой культовой поэзией. Типа как в советское время студенты ездили в колхоз и пели там матерные частушки, так и в Древней Греции. Для земледельческих праздников плодородия были характерны разгул, перебранка и сквернословие, раздавались насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Песни эти назывались ямбами; они служили также и фольклорным средством общественного порицания. Все эти черты народного ямба (сатирический и обличительный характер, персонально заостренная издевка) сохранились в литературном ямбическом жанре. Постепенно ямб стал орудием выражения личных чувств и средством полемики по общественным вопросам.
Внешним признаком ямбического жанра опять-таки служит стихотворный размер: ямб или хорей.
Представители жанра: Архилох (VII в. до н.э., о. Парос), Гиппонакт (VI в. до н.э., Малая Азия), Семонид Аморгский (VII-VI в. до н.э., о. Аморг).

Иногда авторами ямбов и элегий были не профессиональные певцы, а видные политические деятели своей эпохи (например, Солон). Забавно, да - агитационные речи и публицистические памфлеты в виде лирических произведений?

Вот тут самое занудное место. Определение БСЭ
Большая советская энциклопедия

" Ямб
(греч. íambos),
1) в метрическом стихосложении - стопа длиною в три моры,состоящая из краткого и долгого слогов (с некоторыми вариациями); наиболее употребителен был "ямбический триметр" - 6-стопный Я. античных трагедий и комедий.

2) В силлабо-тоническом стихосложении - стопа длиною в два слога с сильным местом на втором; в русском Я. слабые места заполняются обязательно--безударными слогами (È ), сильные - необязательно-безударными слогами (Х), последнее сильное место - обязательно-ударным слогом (-); схема: È Х È Х ... È - (È) - Сверхсхемные ударения на слабых местах могут быть представлены лишь односложными словами ("Швед, русский колет, рубит, режет..."). Наиболее употребительные ямбические размеры в русской поэзии: 3-стопный Я. ("Подруга думы праздной...")-в анакреонтике 18 в., песне, лёгкой и сатирической поэзии; 4-стопный Я. ("Мой дядя самых честных правил...") - в одах и лирике 18 в., в поэмах и лирике 19 в., лирике 20 в.; 5-стопный Я. ("Ещё одно, последнее сказанье..."), с начала 19 в. с цезурой после 4-го слога, с 1830-х гг. (и до настоящего времени) без цезуры - в серьёзной лирике, драме, строфической поэме; 6-стопный Я. с цезурой после 6-го слога ("Я памятник себе воздвиг нерукотворный...") - в поэмах, трагедиях, сатирах, осланиях 18 в., в элегиях, романсах и "антологической" лирике на античные темы в 19 в.; вольный Я. (неупорядоченное чередование строк разной стопности - см. Вольный стих) - в баснях, а также в 18 в.-в "пиндарической" лирике, а в 1-й трети 19 в. - в элегиях, посланиях и драмах. (Все примеры - из Пушкина.)"


Стало быть,   строки, написанные, к примеру, четырехстопным ямбом,  выглядят так:

МорОз и сОлнце. ДЕнь чудЕсный.
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный.

Для большей схематичности можно заменить безударный слог знаком –, а ударный +. Вертикальная черта (/) будет отделять каждую пару ударных и безударных слогов. Вот как будут выглядеть приведённые выше строки.
–+/–+/–+/–+/–
–+/–+/–+/–+/–



В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге "Студия стиха" Илья Сельвинский:

Одностопный ямб:
Весна
идёт.
Она
поёт,
Журчит,
Жужжит,
Кружит,
Влечёт.

Двустопный ямб:
Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечёт.


Трёхстопный ямб:
Весна идёт. Она
Поёт, журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. Весна...


Четырёхстопный ямб:
Весна идёт. Она поёт,
Журчит, Жужжит, кружит, влечёт.

Пятистопный ямб:
Весна идёт. Она поёт, журчит,
Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.


Одно из стихотворенией Владислава Ходасевича написанных шестистопным, не рифмованным  ямбом.

    ОБЕЗЬЯНА

Была жара. Леса горели. Нудно
Тянулось время. На соседней даче
Кричал петух. Я вышел за калитку.
Там, прислонясь к забору, на скамейке
Дремал бродячий серб, худой и черный.
Серебряный тяжелый крест висел
На груди полуголой. Капли пота
По ней катились. Выше, на заборе,
Сидела обезьяна в красной юбке
И пыльные листы сирени
Жевала жадно. Кожаный ошейник,
Оттянутый назад тяжелой цепью,
Давил ей горло. Серб, меня заслышав,
Очнулся, вытер пот и попросил, чтоб дал я
Воды ему. Но чуть ее пригубив, –
Не холодна ли, – блюдце на скамейку
Поставил он, и тотчас обезьяна,
Макая пальцы в воду, ухватила
Двумя руками блюдце. (...)   


Ну и наконец,Пример сверхдлинного размера (12-стопный ямб):

Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА,
Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!
(В.Я. Брюсов)

(Здесь бы можно и закончить, но я все же коротко остановлюсь на других размерах , что бы было с чем сравнивать. )


В ХОРЕЕ наоборот – ударение падает на нечётные слоги. Опять Пушкин.

БУря мглОю нЕбо крОет, + – / + – / + – / + –
ВИхри снЕжные крутЯ… + – / + – / – – /+


«Хорей» с греческого языка дословно переводится как «плясовой». Однокоренными к этому слову будут слова хор и хоровод.

Существует ещё множество разновидностей этих двух простых размеров: хориямб, хромой ямб или холиямб, ямбо-хорей или антиспаст. Но это  уже останется для  заданий другим дебютантам, нечего у них хлеб отнимать )

Далее...

Куда уж Онегину до амфибрахия, анапеста и дактиля, если не мог он простых двусложных размеров отличить друг от друга. А без этих трёхсложных размеров наша поэтическая жизнь была бы однообразной. Недаром русский поэт великого Серебряного века Константин Бальмонт посвятил всем стихотворным размерам целое произведение.

Хореи и ямбы, с их звуком коротким,
Я слышал в журчаньи ручьёв,
И голубь своим воркованием кротким
Учил меня музыке слов.
Качаясь под ветром, как в пляске, как в страхе,
Плакучие ветви берёз
Мне дали певучий размер амфибрахий,
В нём вальс улетающих грёз.
И дактиль я в звоне ловил колокольном,
И в марше солдат – анапест.
Напевный мой опыт был с детства невольным,
Как нежность на лике невест.

Действительно, только поэт может сравнить амфибрахий с шумом берёз и вальсом, дактиль – с колокольным звоном, а анапест – с маршем солдат. Услышит ли то же самое читатель?

АМФИБРАХИЙ. Слово пришло к нам из греческого языка: сочетание двух слов amphi «с двух сторон» + brachys «краткий». Графическое изображение этого размера такое – + –. Средний слог ударный, первый и третий – безударные. Этим размером писали русские символисты Александр Блок и уже упоминавшийся Константин Бальмонт. Но уже в пушкинскую эпоху амфибрахий был популярен.

Вот стихотворение А. Майкова:

Ах, чУдное нЕбо, ей-бОгу, над Этим классИческим Римом,
Под Эдаким нЕбом невОльно худОжником стАнешь.
ПрирОда и лЮди здесь бУдто другИе, как бУдто картИны
Из Ярких стихОв антолОгии ДрЕвней ЭллАды.

К. Бальмонт в статье «Русский язык» дал такую характеристику амфибрахию: «Пленительный размер, в нём есть качание старинного вальса и морской волны. Ударный слог, предводимый и сопровождаемый безударными, движется так мягко, что очаровывает плавностью».

АНАПЕСТ тоже из греческого anapaistos, буквально означает «отражённый назад». Когда-то эту стопу назвали «обратно ударяемая», потому что она противоположна дактилю. Ещё этот размер называют антидактиль. В Элладе при произнесении анапестических стихов исполнители приплясывали, отбивая ногой такт на последнем слоге. Анапестом написаны строки Михаила Юрьевича Лермонтова:

Не дождАться мне, вИдно, свобОды.
А тюрЕмные днИ будто гОды;
И окнО высокО над землЁй,
А у двЕри стоИт часовОй.

Это стихотворение как нельзя лучше подходит к описанию, сделанному К. Бальмонтом: «Размер, полный угрюмой выразительности, тяжёлого и рассчитанного удара. Стих, как рука с мечом, которая медленно приподнимается, замахивается и сражает. Обратный лик дактиля, обратный ток чувств».

Ну и последний трёхсложный размер – ДАКТИЛЬ. Хотя с него и надо было начинать, потому что в дактилической стопе ударение падает на первый слог.

Если к словам «анапест» и «амфибрахий» мы в русском языке вряд ли найдём однокоренные слова, то к слову «дактиль» есть хотя бы одно известное многим слово – «дактилоскопия». Для тех, кто внезапно забывает значение слов, напоминаю, что дактилоскопия – это раздел криминалистики, изучающий строение кожных узоров внутренних (ладонных) поверхностей ногтевых фаланг пальцев рук для идентификации личности, уголовной регистрации и розыска преступника.

Догадаться о значении слова, опять же греческого, daktylos теперь не составит труда. Это - палец. Почему так назвали стихотворный размер, и какое отношение он имеет к пальцу? Всё очень просто. Дактиль своим строением напоминает палец, у которого три фаланги, из них большая фаланга равна по длине двум коротким. (Я тоже в этом месте долго разглядывала пальцы).

А ещё дактиль настолько поразил слух греков, что они, как обычно, приписали изобретение этой стопы богу Дионису, который беседовал с людьми стихами, построенными по законам этого поэтического ритма.

В качестве примера – стихи А. Фета:

БУря на нЕбе вечЕрнем,
МОря сердИтого шум –
БУря на мОре и дУмы,
МнОго мучИтельных дУм.

Самые проникновенные слова посвятил этому размеру К. Бальмонт: «Трёхслоговая замедленность. Размер самый таинственный. Стих глянет на тебя, и кажется, что он посмотрел на душу полным взором, и в полвзора, и в четверть взора. Песня спелась, ещё не хочет конца, и ещё поётся, и всё не хочет конца, и допевается. Русский дух, полюбивший в веках широкое пространство, своей географией так спутавший свою историю, любящий найденную новую целину, и вот уже тянущийся к новой, что подальше, и ещё к новой, должен был полюбить в своей речи дактилическую напевность, трёхслоговую замедленность». (Бальмонт К. Где мой дом: Стихотворения, проза, статьи, очерки, письма. М., 1992).

Эти пять размеров силлабо-тонического стихосложения позволяют поэтам творить чудеса с помощью мысли и слова.


И вот еще очень интересная  находка. Во всяком случае меня она очень порадовала.

Обобщенные примеры стихотворных размеров.

Ямб (стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге):

трехстопный ямб: 
Я Вам пишу письмо,
Чего ж мне написать?..

четырехстопный ямб:
Я к Вам пишу, чего же боле,
Что я могу ещё сказать?

пятистопный ямб: 
Я Вам пишу письмо, чего же боле,
Хотя мне, право, нечего сказать...

шестистопный ямб:
Я Вам опять пишу письмо, чего же боле,
И мне по-прежнему Вам нечего сказать...


Хорей (двусложная стопа с ударением на первом слоге):

трехстопный хорей:
Наша Таня плачет:
Утопила мячик

четырехстопный хорей:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик. 

пятистопный хорей:
Наша Таня очень громко плачет:
Сдуру утопила в речке мячик...


Дактиль (трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге):   


двухстопный дактиль:
Крутится шар
Над головой.

трехстопный дактиль:
Крутится, вертится шар
Прям над моей головой....

четырехстопный дактиль:
Крутится, вертится шар голубой,
Крутится, вертится над головой.

пятистопный дактиль:
Крутится, вертится бешенно шар голубой
Над от похмелья трещащей моей головой...

Амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге):

двухстопный амфибрахий:
Союз нерушимый
Сплотился однажды...

трехстопный амфибрахий:
Союз нерушимый навеки
Сплотила великая Русь...

четырехстопный амфибрахий:
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки великая Русь...

пятистопный амфибрахий:
Союз нерушимый республик навеки свободных
Сплотить попыталась однажды великая Русь....


Анапест (трёхсложная стопа с ударением на последнем слоге):   

двухстопный анапест:
До свиданья, медведь!
Возвращайся в свой лес.

трехстопный анапест:
До свиданья, мой ласковый мишка!
Возвращайся в свой сказочный лес.

четырехстопный анапест:
До свиданья, мой ласковый мишка! Прощай!
Возвращайся скорее в свой сказочный лес.

пятистопный анапест:
До свиданья, мой ласковый мишка! Прости и прощай!
Ты мне больше не нужен, вали-ка в свой сказочный лес.


И вот еще. Не могла мимо пройти )))


"Что за зверь такой — клаузула?"

Клаузула (лат. clausula - заключение, концовка) — ритмическое окончание строки стиха, начинающееся с последнего ударного слога. Клазулы называются мужскими, если ударение падает на последний слог (красотá); женскими, если после последнего ударного имеется один безударный слог (красóтка); дактилическими, если имеется два безударных слога (с красóтками); гипердактилическими при наличии трёх безударных слогов (прихлóпывая, притóпывая).

Мужская клаузула:

Скажи мне, кудесник, любимец богов...

Женская клаузула:

Скажи мне, кудесник, любимец дворняжек...

Дактилическая клаузула:

Скажи мне, кудесник, любитель шампанского...

Гипердактилическая клаузула:

Скажи мне, кудесник, любитель выпендриваться...



Вот собственно и все, чем захотелось поделиться. Легко и в доступной форме,
Если уважаемые модераторы и редакторы сайта не сочтут нужным это оставить – будет легко убрать все лишнее. Или,  заменить  на строгие, сухие  формулировки словарей  . Но это будет уже другая работа. Она тоже есть у меня  (на всякий, пожарный случай.) Но там как-то все слишком скуШно…

Материал взят из различных сайтов и форумов интернета.

2

Re: Домашнее задание. Пункт 2. "О стихотворном размере Ямб.... и не только

Читать теорию как сказку - большое удовольствие )))
Людмила, материал легко читаемый, и это замечательно!

Екатерина Турова - будем знакомы!

Re: Домашнее задание. Пункт 2. "О стихотворном размере Ямб.... и не только

Спасибо Катюша.  Но это не моя заслуга. Я всего лишь разыскала и обобщила)

Re: Домашнее задание. Пункт 2. "О стихотворном размере Ямб.... и не только

вот читаю задания из третьего тура и думаю... я бы не прошла...

не, прошла бы канеЦЦа, но уж оч. попотела бы.
Люда - ЧУДНЕНКО! Умничка. С удовольствием прочла. написанно так легко и просто, что мне этот язык уже стал ПОЧТИ не страшен...

Наталья Лигун

Не уподобляйтесь глупцам, которые кидаются туда,
куда не осмеливаются ступать ангелы

Re: Домашнее задание. Пункт 2. "О стихотворном размере Ямб.... и не только

Спасибо, Натуль)

А чего бояться? Всё есть в инете)))

Re: Домашнее задание. Пункт 2. "О стихотворном размере Ямб.... и не только

"Не дождАться мне, виднО, свобОды"
Людик, правильно ли ты прочла Лермонтова?
или я чего недопонял..
сколько ночей в интернете занял сей труд?-это  ты молодец!!!

Re: Домашнее задание. Пункт 2. "О стихотворном размере Ямб.... и не только

) Привет, Игорь.

Да, ты прав. Там очепятка. поправила, Спасибо тебе)))
На самом деле не долго. я же всё нашла в инете. оставалось тока обобщить. )))
А сколько  его (материала ) неиспользованного осталось....

Re: Домашнее задание. Пункт 2. "О стихотворном размере Ямб.... и не только

Я никогда не видел Шкилеву, но чувствую, что она сильная и тонкая натура, но зачем вся эта силлоботаника в стихах -она мне в институтах надоела и зачем учить размеры- их по- моему и Ник. Рубцов особо не зная еще бы гекзаметры возродить... А что с ракетных стартовых площадок взглянуть на гекзаметры и попробовать засунуть в них смнхрофазотроны. Я очаровна госпожой Шкилевой. Не помню сейчас автора учеб... А вспомнил Шенгели и еще Эткинд писал... так зачем давать прописные истины в инете. Без обид С ув к Шкилевой Р. С.