Тема: Дворец в Коломне

В какую глухомань ты б ни залез,
а чудеса уразумев, запомнил,
не забывай, что чудом был дворец –
бревенчатый резной чертог в Коломне.
Арсений старец топором одним
вытёсывал из толстых комлей доски.     
В помощниках - Давид, Герасим, Клим
и два Андрея, молодые тёзки.
Меж брёвен в срубах не найти щелей.
Венцы плотны, один других пригожей.
Постройка на века. Дивились ей
и царь, и плотник, и простой прохожий.
Арсений подбирал учеников,
чтоб ловкие, и ушки на макушке:
ладонью в обух несколько тычков –
косая сажень ровной тонкой стружки.
А два Андрея на простой струне
умели ставить острые насечки
и, захватив её концы, вполне
выкруживали славные сердечки.
И Клим Михайлов шлифовал топор,
с утра произнося слова молитвы.
Точил его и правил до тех пор,
пока щетину не возьмёт, как бритва.
Шесть плотников в шесть острых топоров
из брёвен ставили дворец хоромный.
Арсеньево гусиное перо
чертило им резной узор оконный. 
Что мог топор построить на Руси,
тому он здесь отбил свои поклоны.
Дворец высок, величествен, красив.
И русский север долго это помнил.
Днём в золотых он солнечных лучах
жар-птицами поигрывал на спицах.
И тени по фасадам волоча,
луч замирал на «травах да на птицах».
Блик угасал на шпилях и крестах,
и становились сказкою иною -
в шатровых крышах, в вольных куполах
те силуэты кровли под луною...
Над нами нынче пластиковый кров.
У всех эпох всегда свои щедроты.
Но славлю я старинных мастеров
нетленную топорную работу!

Юджин.

2

Re: Дворец в Коломне

Вы, Юджин, прямо как Кедров; прославитель русских мастеровых... Наверное, читали его стих "Конь"? Угол зрения идентичен. Читается  "Дворец" интересно. Если можно, два-три замечания. "Косая сажень" обычно употребляли для характеристики широкоплечих, а не длины чего-то. "Арсеньево гусиное перо"  - звучит как-то двусмысленно; проще было бы "Арсений брал гусиное перо И им чертил узор резной оконный". И под конец - несколько начальных ударений сдвинуты; если это не сознательно, то требуют дороботки. А в общем, повторюсь, читается интересно. Кстати, и вопрос заодно, коль отвлек от таких стихов, наверное. На дебюте как-то было условие не более трех стихов; что-то изменилось? Или я плохо с арифметикой? Успехов. Дед.

3

Re: Дворец в Коломне

Хочется сказать, что приятно порадовали, Юджин, стих этот разительно отличается от того, что я у Вас прочёл. И, наверное, все-таки не тема виновата smile

Несколько мелких замечаний.

Арсений-старец топором одним скорее, через дефис, нежели без него.

Еще "вытёсывал из толстых комлей доски" насколько тут необходимо слово комель? Я просто в этом не очень разбираюсь, но немного на пилораме приходилось работать, и комель -- просто та часть бревна, что ближе к корневому срубу. Впрочем, вот выдержка из инет-словаря Даля:

"КОМЕЛЬ м. комлик умалит. (ком) нижний конец растения, волоса, пера; толстый конец бревна. Дерево состоит из корня, корневища, комля, голомени, вершины и сучьев с листвою, или кома, клуба. | Нижний обруб дерева, веника, снопа; брит, гузо. | Метловище. | Комелек твер. детский банный веничек, короткий. Муж комельком (т. е. палкой), жена язычком. Для отмщенья обиды врагу, ставят свечу комлем вверх. Дерево 12-ти саж. рубится на три части: комель, другач и третьяк или вершина."

Потому как ничуть не хуже выглядит фраза

Вытёсывал из толстых брёвен доски.

Про косую сажень Дед написал, считаю -- правильно. Но может быть у Вас более достоверные источники об употреблении этой меры. Например, что плотники ей постоянно пользовались. Я не знаю.

Что мог топор построить на Руси,
тому он здесь отбил свои поклоны.

Не совсем понятна фраза. Кажется смысл в том, что все-что только можно было сделать топором, было сделано? Топор показал по максимуму, на что он способен в умелых руках?

ну и в последней строке... Я понимаю, что это сделано намерено и принципиально, но сочетание слов "нетленный" и "топорный", пусть и через призму современных значений, все равно воспринимаются противоречием. Хотя мозги понимают, о чем... Возможно, кавычки вокруг "топорной" работы -- не так уж ужасно выглядят?

И самое начало стиха выглядит несколько искусственным, из-за слова залез в глухомань, (говорят: забрался в глухомань) и сочетания "чудеса уразумел". Чудо, когда его уразумеют, перестает быть чудом-то smile

В остальном -- и тема благородная и исполнение очень даже неплохое.


Сергей
PS С наступающим!

Life is placeholder for Love

4 (изменено: Верест, 2007-12-31 20:42:06)

Re: Дворец в Коломне

Древесина комля более плотная, в этом месте интересный рисунок - "свиля". Возможно, это имеет значение.
Интересный стих.
С новым годом!

Re: Дворец в Коломне

Да, комель - не совсем к месту. Доски вытесывали прямо из ошкуренных бревен. А продольные пильщики появились только в середине 18 века.

Наметки для фигурных работ делали мелом или мелёной веревочкой - не пером и не углем. Следы мела можно затереть, а чернила и уголь испортят древесину.

Косая сажень - примерно 2,5 м, нормальная обычная мера длины. "Косая сажень в плечах" - только фразеологизм.

6

Re: Дворец в Коломне

Здравствуйте, Дед.  Спасибо за отзыв на стихотворение «Дворец в Коломне». Простите за задержку ответа  по  техническим причинам .  Лестно, что Вы сравнили   этот стих   со стихотворением  Дмитрия Кедрина , хотя у меня  даже в мыслях не было подражать ему, как и любому другому автору от Гаврила Державина до Игоря Губермана.  Достаточно   перечитать и то, и другое,  и Вы убедитесь, что поэт писал об одном, а я написал совершенно про другое -- иные факты,  иная фактура (техника, стиль, худождественный приём).  Надеюсь, что Вы не заподозрили меня в попытке переработать известное произведение на свой лад  (шутка).
Что же касается замечания по тексту, то сажень  была и остаётся старинной русской мерой  длины, и понимать её не следует исключительно применительно  к размерам  человеческого тела.  Как царский дворец , так и отдельно взятое бревно  в ту эпоху измерялось  саженями.  Маховую сажень измеряли   раскинутыми в стороны  руками   (длина:  1 м 76 см).  А косая сажень составляла  длину в 2 метра 48 см. Об  очень высоком человеке  могли сказать , что в нём росту косая сажень, но от этого  «косая сажень» не утрачивала значения меры длины, и  в моём случае непрерывную ленту сосновой стружки    в два с половиной метра я на законном основании измеряю этой мерою. 
В  прошлом  я имел обыкновение работать в исторических архивах, и тема ремесленных российских мастеров продолжает волновать меня и сегодня .  В архивах  я и наткнулся   на  этот сюжет, ставший потом темой моего стихотворения.  К слову, отдельные читатели   возражают против слова «комель».  В нашем случае строительным материалом коломенского дворца были, в основном, сосновые брёвна.   Брёвна    в массе своей довольно «бесцветны», и я счёл возможным  назвать толстое бревно комлем  во избежание повторений.  К слову сказать, в моём стихотворении я вовсе не хотел углубляться в технологию разделки товарной древесины. Ещё раз благодарю за полезный для меня отзыв. Мой комтьютер последнее время барахлит, и поэтому   случаются невольные и довольно длительные перерывы. За это  все участникам приношу извинения.— Юджин.

7 (изменено: Юджин, 2008-01-18 13:11:57)

Re: Дворец в Коломне

Отвечаю и Вам, уважаемый Sir. Благодарю за отзыв и  порадовался тому, что мой стих Вас, наконец, удивил.  Я нормально воспринимаю в равной мере  как похвалу, так и критику, прислушиваясь к  дельному замечаниям, если отзыв не  превращается в обзыв.
В своё время на Урале мне довелось участвовать в ремонтно-реставрационных работах по восстановлению ряда объектов старинного деревянного зодчества и несколько лет быть  приглашенным консультантом инспекции охраны памятников культуры и архитектуры (русская резьба и деревянное зодчество).  Там мне посчастливилось ощутить и познать (на вкус и на ощупь) изящество и прелесть  прекрасной топорной работы.  Памятью о древних   мастерах и навеяно это стихотворение. Теперь перехожу к замечаниям:
1.Вам не нравится слово «комель» («прилегающая к корню часть дерева» - С.И.Ожегов, 1964, стр 280), и мне тоже не совсем по душе, но у меня ещё одно «бревно» выпирает в двадцать шестой строке, да ещё на четвёртой маячит «бревенчатый». Не слишком ли много брёвен? Пришлось попуститься одним «бревном», заменив его комлем. В городе Кушва я встречал уцелевшие с семнадцатого века останки деревянного сруба, сложенного из вековых комлей. Конечно, надо подумаю, как выйти из положения, потому что не первый высказывает мне такое пожелание.
2.Если хотя бы разок понаблюдать за работой плотников на бревенчатом срубе, то образ «отбивания поклонов» и Вам не покажется высосаннам их пальца. В такой работе -- и плотник, и его топор словно единое  целое.  Спасибо за высказанные замечания-- Юджин