1 (изменено: Татьяна Шехурдина, 2007-11-09 10:49:38)

Тема: Пригородная электричка

Мелькнут в окне березовые рощи,
Сверкнет сквозь зелень золотой листок,
На полустанке ветерок полощет
Чуть полинявший от дождей флажок.
Стучат колеса и вагон качает,
Электропоезд набирает ход,
А за окном цыганка молодая
Какому-то солдатику гадает -
Как кадр из фильма, чья-то жизнь плывет.
Стуча на стыках, мчит неотвратимо
Электропоезд заданным путем,
А за окном - Россия...Мимо, мимо...
Мы на которой станции сойдем?
Нас ждут - и это маленькое счастье,
Что кто-то ждет и будет встрече рад.
Родство души, и доброе участье,
И греет сердце чей-то теплый взгляд...

Re: Пригородная электричка

Татьяна, и вновь ритм, вернее нарушение:

(13) Мелькают за окном березовые рощи,
(10) Сверкнет сквозь зелень золотой листок,
(11) На полустанке ветерок полощет
(10) Чуть полинявший от дождей флажок.
(11) Стучат колеса и вагон качает,
(10) Электропоезд набирает ход,
(11) А за окном цыганка молодая
(11) Какому-то солдатику гадает -
(10) Как кадр из фильма, чья-то жизнь плывет.
(11) Стуча на стыках, мчит неотвратимо
(10) Электропоезд заданным путем,
(13) А за окном - Россия...Мимо, мимо, мимо...
(10) Мы на которой станции сойдем?
(11) Нас ждут - и это маленькое счастье,
(10) Что кто-то ждет и будет встрече рад.
(11) Родство души, и доброе участье,
(10) И греет сердце чей-то теплый взгляд...

Рисунок стиха должен быть четким, количество гласных в каждой строке долно чередоваться равномерно. Например:

(11) Мелькнут в окне березовые рощи,
(10) Сверкнет сквозь зелень золотой листок,
(11) На полустанке ветерок полощет
(10) Чуть полинявший от дождей флажок.

И весь стих в таком же ритме, не прибавляя и не убавляя гласные в чередующихся строках.

"Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, не еще яснее, когда он владеет мыслею"
"Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый - время"
В.Г.Белинский.

Re: Пригородная электричка

Татьяна, у Вас теперь есть возможность работать в "прямом эфире".

"Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, не еще яснее, когда он владеет мыслею"
"Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый - время"
В.Г.Белинский.

Re: Пригородная электричка

Светлана, спасибо! Только объясните, что это означает? Отвечать на рецензии модераторов во втором туре? Или мне дозволено что-то еще? Честно говоря, я не совсем поняла, на что имеют право лица, претендующие стать Авторами на этом форуме...

Re: Пригородная электричка

Уважаемая ,Татьяна! Отвечу вместо Светланы, Вы не возражаете?
Во втором туре ведётся активная работа над выставленными произведениями.
Принимают участие все  - редакторы, авторы, участники. Даются советы по стихотворению (каждому), предлагаются варианты правки и т.д, и т.п.
Следовать или не следовать советам - Ваше право, мы не настаиваем на правке.
Пожалуйста, перечитайте правила раздела Дебют, там есть ответы на многие вопросы.
А теперь, вопрос от меня:
По какому поводу и преследуя какую цель было написано это стихотворение ?
Всех благ,
Алеж Катои

Re: Пригородная электричка

Пешкова Светлана пишет:

Рисунок стиха должен быть четким, количество гласных в каждой строке должно чередоваться равномерно...

Вопрос к Светлане: в каком учебнике по стихосложению это написано и. если написано, то для какого этот учебник класса?

С уважением, Андрей

Re: Пригородная электричка

Листиков!!! ???

Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Например:
Нау́ки ю́ношей пита́ют,
Отра́ду ста́рым подаю́т,
В счастли́вой жи́зни украша́ют,
В несча́стный слу́чай берегу́т;
М. В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны (1747)

"Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, не еще яснее, когда он владеет мыслею"
"Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый - время"
В.Г.Белинский.

Re: Пригородная электричка

Уважамый Алеж! Стихотворение было написано в пригородной электричке Ярославль- Нерехта, мы ехали на встречу с друзьями юности, раза два  в год мы все же стараемся выделить время на встречу. Электричка идет полтора часа - практически за это время и было написано стихотворение. Ну, естественно, и сюжет из жизни - нас ждут, и мы все будем действительно рады встрече, это ведь как встреча с юностью... И пригородные остановки, перрончики, протекающая мимо чья-то жизнь - мне кажется, я достаточно полно отразила  свое ощущение быть в этой жизни и в то же время смотреть на нее несколько со стороны...
Надеюсь, что я Вам дала полный и обстоятельный ответ. У меня вопрос следующего плана - на ленте можно выставить только несколько произведений при приеме на форум, или есть возможность представить на суд критиков стихи, качество которых я бы хотела улучшить? Со стороны, взглядом профессионала, ясно видны мои "огрехи". Т. е. я хочу узнать, практикуется ли на сайте "разбор полетов", или это только "входной контроль"?

Re: Пригородная электричка

2 тур - это "разбор Ваших полетов" - работа редакторов и авторов сайта,
и "правка текста" - работа участника ( по желанию, конечно, если участник считает нужным это делать) Работоспособность приветствуется. Желание улучшить качество своих произведений - тоже!
Огрехи можно править только в трех выставленных Вами произведениях. Над остальными стихами Вам придется работать самостоятельно. Если Вы станете Автором сайта, то у Вас появится возможность обсуждать все свои произведения на Форуме с авторами.

"Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, не еще яснее, когда он владеет мыслею"
"Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый - время"
В.Г.Белинский.

Re: Пригородная электричка

Пешкова Светлана пишет:

Листиков!!! ???

Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Например:
Нау́ки ю́ношей пита́ют,
Отра́ду ста́рым подаю́т,
В счастли́вой жи́зни украша́ют,
В несча́стный слу́чай берегу́т;
М. В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны (1747)

Извините, Светлана. Вы меня не поняли. Где написано, что конкретно в этом стихотворении "Рисунок стиха должен быть четким, количество гласных в каждой строке должно чередоваться равномерно..."?

я сам от стихотворения не в восторге, но, насколько мне известно, нормы для себя ВСЕГДА устанавливает автор, и ни церковь, ни государство, ни даже уважаемый мной Ломоносов не обладают высшим приоритетом в данном аспекте. Стихотворение бы выиграло, построй автор более гармонический ритмический рисунок, но ритм - это гораздо более сложная материя, чем симметричное чередование чисел.

С уважением, Андрей

11

Re: Пригородная электричка

Листиков написал:
Где написано, что конкретно в этом стихотворении "Рисунок стиха должен быть четким, количество гласных в каждой строке должно чередоваться равномерно..."?

Андрей, вы правы в том, что ритм - это сложная материя. Но, согласитесь, изменение ритма и количества стоп, которое автор вносит сознательно (или по-акынски бессознательно) для обогащения интонации стиха, чаще всего можно отличить от сбоев, допущенных по неумению или небрежности, когда ритм приносится в жертву пришедшему в голову слову. На мой взгляд, сбои рецензируемого стихотворения относятся ко второму случаю.
После внесенных автором правок чередование гласных стало правильным, но остался ещё один перебой: последовательность четверостиший с рифмовкой "абаб" однократно во второй строфе сменяется на пятистишие "абааб". Тот же случай. Можно говорить о праве автора на выбор способа организации строф, но в данном случае создается впечатление, что лишняя строчка появилась из-за неумения уместить фразу в рамки четверостишия.

Уважаемая Татьяна!
Я думаю, что "полнота" отраженных ощущений - это не главный фактор, который отличает художественное произведение от рифмованного текста. Передать полноту ощущений, наблюдая взлет с дерева стаи грачей, можно, используя десятки словосочетаний (наиболее полно это, наверное, сделает орнитолог) - и все эти слова оставят вас равнодушной. Но когда вам скажут, что они срываются, "как обугленные груши", вы это запомните на всю жизнь.
Хорошо, можно и без "груш", можно просто ритмично наговорить, заговорить, создать настроение, воспроизвести ощущение. Но для этого нужны очень точные неслучайные слова. В вашем тексте два раза звучит казенное "электропоезд". И он мчит "неотвратимо"? Это же просто красивость, вы не чувствуете?  И ещё - вас ждут, вы едете на встречу, так почему же так романтично-загадочно "мы на которой станции сойдём"? Опять неуместная красивость, побрякушка.

Re: Пригородная электричка

Уважаемый Неофит! Ну, я полагаю, что "обугленные груши" - это действительно - "впечатляет"!!! Особенно, в приложении к взлету с дерева стаи грачей. Это - высокая поэзия, где уж нам понять такие поэтические сравнения! Это же так прелестно, как "волос растрепанное сено" и другие "великолепные " метафоры. А то, что электричка "мчит неотвратимо", так это действительно так! Автомашина может свернуть с трассы, заехать куда - то на обочину, но не электричка. А ежели я написала на правильном русском языке "электропоезд", то. на мой взгляд,  это не только гораздо правильнее, но и гораздо лучше, чем  слово "электричка", по крайней мере в ощущении данной поездки, не на дачу пару остановок, не по грибы, а в другую область, достаточно долгая дорога... И, во время небольшого, но - путешествия, можно и поразмышлять, о жизни, о друзьях, о России...  Да, "мы на которой станции сойдем?", это - метафора, но она придает смысловое выражение стихотворению, хотя бы в том смысле, что при неотвратимости маршрута, мы все же имеем возможность что-то изменить, решить, как нам поступать, где сделать остановку... Вы считаете, что это побрякушка? Я так не считаю. Да, здесь нет "высокого смысла", красивых "обугленных груш", просто тихая любовь к малой Родине, к жизни, к обыденным будням, к "маленькому счастью"...
С уважением,
Татьяна.

13 (изменено: Юджин, 2007-11-23 12:52:42)

Re: Пригородная электричка

Стихотворение после авторской правки приобрело стройный и «причесанный» вид. На мой взгляд, это весьма приятное стихотворение, но есть в нём два-три места, с которыми трудно согласиться.
1. «Стуча на стыках, мчит неотвратимо электропоезд ЗАДАННЫМ путём». Сама по себе фраза звучит сухо, но ещё и превращает поэтичскую строку в подобие пункта  расписания поездов.
2. Фраза «Родство души и  доброе участье», говоря строго, слегка напоминает  по стилю выдержку из  поздравительного адреса.
3. А всё заключительное четверостишие  заметно проигрывает в сравнении с вполне привлекательной «кроной» написанного Вами произведения.
Возможно, отмеченные места не обесценивают  стихотворения, но в  дальнейшем удачная авторская правка,   способна ещё на ступень поднять уровень Вашего поэтического произведения. От души желаю успеха. – Юджин.

Re: Пригородная электричка

Юджин, спасибо Вам за пожелание успеха. Ну, а "неотвратимости заданного пути", мне уже сделал замечание Александр Романов, но, все таки, я остаюсь при своем мнении: "...при неотвратимости маршрута, мы все же имеем возможность что-то изменить, решить, как нам поступать, где сделать остановку...". Возможно,позже,  я приду к выводу, что надо сделать правку в этом стихотворении, но пока не вижу необходимости менять смысловые акценты. Еще раз, спасибо за отзыв, всего доброго.
Татьяна.