1 (изменено: Татьяна Шехурдина, 2007-11-09 13:15:08)

Тема: Элегия осени

В вечерней зорьке розовеют облака
Как будто перья, оброненные Жар-птицей,
И, лета бабьего последние страницы,
Листает осень, запечалившись слегка.
А детворе еще неведома печаль,
Мелькают в парке куртки яркие и шапки,
И, золотой листвы роскошные охапки,
С беспечной щедростью они бросают вдаль.
Ткет паучок свою серебряную нить
Меж бархатисто-ярких шапок георгинов,
Протяжный, горький клекот стаи журавлиной
В прозрачном воздухе как камертон звучит...
Ах, как прелестны  дни! Волшебно хороши;
Прощальное, с грустинкой, наслаждение,
Слеза свечи пред холодом забвения,
Осенная элегия природы и души.

Re: Элегия осени

Прочла все 3 Ваши стиха. Вам есть над чем поработать - над ритмом. И когда он выровняется, ваши произведения будут замечательными. Образность есть, рифмы - хорошие. Мне понравилось!
Посмотрите:

(12) В заре вечерней розовеют облака
(11) Как перья, оброненные Жар-птицей,
(13) И, лета бабьего последние страницы,
(10) Листает осень, загрустив слегка.
(12) А детворе еще неведома печаль,
(13) Мелькают в парке куртки яркие и шапки,
(13) И, золотой листвы роскошные охапки,
(12) С беспечной щедростью они бросают вдаль.
(10) Ткет паучок серебряную нить
(11) Меж ярко-красных шапок георгина,
(11) Протяжный клекот стаи журавлиной
(12) В прозрачном воздухе как камертон звенит...
(12) Дни ясной осени волшебно хороши;
(11) Прощальное, с грустинкой, наслажденье,
(11) Слеза свечи пред холодом забвенья,
(10) Элегия природы и души.

"Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, не еще яснее, когда он владеет мыслею"
"Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый - время"
В.Г.Белинский.

3 (изменено: Олег Карелин, 2007-11-20 11:34:35)

Re: Элегия осени

Туманная осенняя грустинка
Прокралась в душу... Холод на дворе.
Ещё чуть-чуть - и полетят снежинки,
Вальсируя в фонарном серебре.

Красивая и яркая картинка у Вас нарисовалась... Чуете гармонию....
                    С уважением.

Каждый сам выбирает свой Рай...

Re: Элегия осени

Спасибо за добрые слова, Олег! Хотя, прекрасно понимаю, что мне есть над чем еще работать и работать в своем творчестве. Всего доброго.
Татьяна.

5

Re: Элегия осени

Стихотворение мягкое и красивое с неплохой рифмой, но главная его беда – не выдержанный до конца ритм.  Из 16-ти строк  три заключительные выпали из   ритмического рисунка – особенно шестнадцатая  «охромела» сразу на два слога. А  давно известно, что «конец – делу венец». Отсюда и неудача. Есть ещё один нюанс: сами собой слова «яркий» и «шапка» не могут испортить красочной картины, но в коротком стишке  в интервале всего в три строчки  --  «куртки яркие и шапки»  и «ярких шапок георгинов» --  явный перегруз. Желаю удачи. – Юджин.

6 (изменено: Анна К, 2007-11-24 10:52:41)

Re: Элегия осени

В вечерней зорьке розовеют облака , Как будто перья, оброненные Жар-птицей, -23
И, лета бабьего последние страницы,  Листает осень, запечалившись слегка.      -23
А детворе  неведома печаль,  Мелькают в парке куртки яркие и шапки,        -23(без  еще)
И, золотой листвы роскошные охапки,  С беспечной щедростью  бросают вдаль. -23 (без они)

Ткет паучок свою серебряную нить ,  Меж бархатистых шапок георгинов, 23 (без ярких)
Протяжный  клекот стаи журавлиной  В прозрачном воздухе как камертон звучит...23 (без горький)

Ах, как прелестны  дни! Волшебно хороши;  Прощальное, с грустинкой, наслажденЬе, -23 ...(мягк знак!)
Слеза свечи пред холодом забвенЬя,   Осенная элегия природы и души.  - 25...???(мягк знак!)

____________________________________________________-

вот, если стих прочесть вот так -или представить так-длинной строкой, то практически все замечания по ритмике легко устранимы - у меня не подошла  только посл строка .
то есть , у вас  будет  23-хслоговые строки, читаемые с ритмической паузой внутри...

может, Юджин подскажет,  правильно ли я что-нибудь вам советую или нети ???
и второе-  вы зря не оставляете первоначальный вариант -до правки, и после - не видно , какие изменения вы  внесли . только сравнивая процитированный С.Пешковой вариант и исправленный, кое-что заметила...

Ах, как прелестны  дни! Волшебно хороши;  Прощальное, с грустинкой, наслажденЬе, -23 ...(мягк знак!)

Какая  прелесть в осени деньках!  Волшебно хороши;   с грустинкой наслажденЬе, -23 ...- как вариант замены, более подходящий по ритмике и с сохранением авторских выражений (прощальное пришлось убрать, равно и междометие ах  для  того чтобы убрать  сбой в середине (пауза после дни)
- учитывайте , что я  сама дилетантка , и советы могут оказаться только дилетантскими.
С уважением
АК

Re: Элегия осени

Анна, спасибо Вам за рецензию, я внимательно прочитала ее. Да, я уже поняла, что зря не оставляла первоначальный вариант, было бы виднее, в чем стих выигрывает после правки, а в чем-то, может быть, и теряет. Вся-то беда, что я тоже дилетантка, и, признаюсь честно, никогда до этого не считала количество слогов, не выравнивала ритм стиха, делала основной упор на мысль, на тему, которую я бы хотела раскрыть стихотворением. А переделывать - занятие гораздо более сложное, чем писать, изначально просчитывая ритмику стиха. Короче "сама себя раба бьет, если плохо жнет"... Но ведь и пришла я сюда именно для того, чтоб учиться писать лучше.

8

Re: Элегия осени

есть читатели , которые очень тонко чувствуют сбой ритма , смену схемы ритмовки -например Аб-Аб  на АБ-Б-А, и  т. п.  вещи .
По  большому счету , это огрехи 
поэтому можно писать всячески , но гораздо лучше , если огрехов  будет меньше , или не будет совсем .
если вы можете писать , то сумеете научиться и рихтовать свои творения .
другое дело , что не все это хотят делать ...

т.е. человек пишет для себя , любимого , и его  это устраивает .
и то и другое с точки зрения автора правомерно .
но -не всегда с точки зрения  изощренной  на  чтении и восприятии стихов публике .

талантливое по настоящему произведение (там и звукопись, и небанальная рифма ...) может пройти на ура и с небольшим сбоем , но что позволительно  большому поэту , то не позволительно  только учащемуся создавать свои творения .
т е сначала учимся исать  правильно , а потом -даем себе возможность  нарушать правила , ...
пасип .
КА

9

Re: Элегия осени

Татьяна, присоединяюсь к рецензентам, стихотворение хорошее, будет ещё лучше - после проработки и осмысливания.
         "С беспечной щедростью они бросают вдаль" - вдаль они не бросят, ну, над собой, перед собой.  "Даль" - "Печаль", то же что
"Берёзы" - "Слёзы".  Штампы.
     "Протяжный, горький клекот стаи журавлиной" -
"Ах, как прелестны  дни! Волшебно хороши;
Прощальное, с грустинкой, наслаждение" - давай, сопоставим выделенные строчки. Протяжный, горький и прелестны дни!
Не совмещается как-то.
       "Ах, как прелестны  дни! Волшебно хороши;
Прощальное, с грустинкой, наслаждение,
Слеза свечи пред холодом забвения,
Осенняя элегия природы и души"  -   а здесь?  Опять сопоставление
радости и грусти.
    "Слеза свечи пред холодом забвения,
Осенняя элегия природы и души"  - а нужен ли этот образ?
    "Протяжный, горький клекот стаи журавлиной
В прозрачном воздухе как камертон звучит..." - а так ли камертон звучит?
              Желаю удач.

Re: Элегия осени

Вера, добрый день! Спасибо, что внимательно ознакомились с моим стихотворением. Отвечаю на Ваши замечания

1 -     "С беспечной щедростью они бросают вдаль" - вдаль они не бросят, ну, над собой, перед собой. 
" - "Даль" - "Печаль", то же что
"Берёзы" - "Слёзы".  Штампы.
3-   "Протяжный, горький клекот стаи журавлиной" -
"Ах, как прелестны  дни! Волшебно хороши;
Прощальное, с грустинкой, наслаждение" - давай, сопоставим выделенные строчки. Протяжный, горький и прелестны дни!
Не совмещается как-то.
       "Ах, как прелестны  дни! Волшебно хороши;
Прощальное, с грустинкой, наслаждение,
Слеза свечи пред холодом забвения,
4- Осенняя элегия природы и души"  -   а здесь?  Опять сопоставление
радости и грусти.
    "Слеза свечи пред холодом забвения,
Осенняя элегия природы и души"  - а нужен ли этот образ?
  5-  "Протяжный, горький клекот стаи журавлиной
В прозрачном воздухе как камертон звучит..." - а так ли камертон звучит?
              Желаю удач.

1- Да, согласна, листья не мячик, и далеко их не забросишь. Однако, в словосочетании " с беспечной щедростью..." подходит именно "вдаль", они с беспечной щедорстью отбрасывают от себя это золото осени. А "вверх", "над собой" - не будет этого смысла беспечной щедрости.
2- Штампы, как Вы говорите, присутствуют всегда и у всех, и я не думаю, что надо "извращаться" в придумывании новых "образных выражений".
3- А в этом стихотворении и описывается "Прощальное, с грустинкой, наслажденье", по Вашему мнению, это несопоставимо- грустить и наслаждаться?
4- именно, сопоставление радости и грусти и является рефреном этого произведения.
5- попробуйте ударить по камертону, будет тонкий,  долго не стихающий звук...

Я внимательно прочитала Вашу рецензию. и, все-таки, не думаю, что в этом стихотворении надо менять смысл и образные выражения. Хотя, "горький" клекот, мне самой не очень нравится. здесь уже "масло масляное", как мне кажется...

11

Re: Элегия осени

Татьяна, автор хозяин своего произведения, он вправе с ним делать всё, что хочет. Всё можно оставить и так как ты считаешь нужным. Но,  ведь, ты подала его на суд читателей, поэтому надо прислушиваться. Тебе все равно прийдётся  работать над своим стихотворением, совершенствовать его. Это удел всех творческих людей.
   1. Ребёнок бросает листья - он забавляется, балуется, о какой щедрости может идти речь?
    2. Образное выражение и штампы - разные вещи. Поэтические штампы, особенно в рифмовке, никогда не приветствовались.
    3. Разве можно наслаждаться печалью, грустью?
    4. Грусть и наслаждение на разных полюсах и рефрен не поможет, он не сможет их соединить.
     5. Камертон сравнить с трубным криком журавлей,  тоже как-то неуместно. Курлыканье журавлей далеко не мелодично.

Re: Элегия осени

Вера, добрый день! Я с уважением отношусь к чужому мнению, но Ваши аргументы меня не убеждают. У меня свой взгляд на мир и свое видение его. Естественно, и трактовка - тоже своя. Я с большим вниманием и уважением отношусь к рецензиям, где мне указывают на недоработки в стихосложении. Огромная моя благодарность Светлане Пешковой, которая доброжелательно и умно указала мне на мои огрехи, и, не суть важно, войду я в число авторов сайта или нет, в любом случае - для меня очень полезно участвовать в Дебюте, читать произведения других авторов и "разбор полетов" модераторами. Свой рейтинг рецензиями на произведения других дебютантов я не пытаюсь поднимать, для того чтобы рецензировать - надо досконально знать предмет, а я сама еще только учусь основам стихосложения, фонетике, морфологии, поэтому не считаю себя вправе рецензировать других, могу только от себя лично написать, чем понравилось мне чье-либо произведение. Как говорил В.И.Ленин: "Всякий дурак опасен, а активный - архиопасен", поэтому  предпочитаю читать мнения других, учиться, чем выражать свое некомпетентное мнение.
Всего Вам наилучшего,
с уважением,
Татьяна.

13 (изменено: Татьяна Шехурдина, 2007-12-21 11:44:33)

Re: Элегия осени

Дополню к рассуждениям о "поэтических штампах в рифмовке". Вчера листала сборник А.Ахматовой. Вот что набрала за 20 минут, конкретно по рифме "кровь-любовь":
...Наклонился. он что-то скажет,
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Еще, очень интересное, на мой взгляд с точки зрения "штампов";
Привольем пахнет дикий мед,
Пыль -солнечным лучом,
Фиалкою - девичий рот,
А золото - ничем.
Водою пахнет резеда,
И яблоком - любовь,
Но мы узнали навсегда,
Что кровью пахнет только кровь...

Еще:
...Но это!...По капельке выпило кровь,
Как в юности злая девчонка любовь,
И, мне не сказавши ни слова,
Безмолвием сделалось снова.

И, подобные рифмы:
Спокойной и уверенной любови
Не превозмочь мне к этой стороне;
Ведь капелька новогородской крови
Во мне - как льдинка в пенистом вине.

И, еще:
Сколько горечи в каждом слове,
Сколько мрака в твоей любови,
И зачем эта струйка крови
Бередит лепесток ланит...

Повторю, что все эти отрывки были найдены в течение 20 минут, у одного автора. Если взять Лермонтова, Пушкина и многих, многих гораздо менее известных авторов - результат будет аналогичен. (Возможно, кроме акмеистов и иманжинистов).  Не сомневаюсь, что скажу давно известную аксиому- в поэзии, в поэтическом звучании стихотворения чтобы избежать "избитости рифм", очень важно словосочетание и, конечно, живая душа автора, чувтво, которое он вкладывает в произведение. И, само собой - грамотное построение стиха (Вот уж в этом я слаба).:weep:

14

Re: Элегия осени

Писать о том, что видишь, еще труднее, чем видеть то, что пишешь.

Осенний показ

Росинок серебра качалась светотень,
В тенетах паутин запутался листок.
Я осени хмельной листаю яркий день,
И машет лапой мне сердитый паучок.

Не бойся, мир тебе, ловец пугливый снов!
Твой не задену дом, застрявший монгольфьер,
На подиуме -- лес, весь в шорохе обнов,
А в зале -- я и ты, и Осень-модельер.

15.09.2006 22:35

Сергей

Life is placeholder for Love