1 (изменено: Atlantida, 2007-08-23 11:25:26)

Тема: Домашнее задание. Начало

Что ж! Начну выполнять домашнее задание. Здесь биография одного из современников Пушкина – Д. В. Давыдова, и стихотворение, посвященное Давыдову Пушкиным.

Тебе, певцу, тебе, герою!
Не удалось мне за тобою
При громе пушечном, в огне
Скакать на бешеном коне.
Наездник смирного Пегаса,
Носил я старого Парнаса
Из моды вышедший мундир:
Но и по этой службе трудной,
И тут, о мой наездник чудный,
Ты мой отец и командир.
Вот мой Пугач: при первом взгляде
Он виден - плут, казак прямой!
В передовом твоем отряде
Урядник был бы он лихой.

Поэтическое наследие Д.В. Давыдова не очень велико — всего несколько десятков стихотворений, однако его имя вошло не только в военную историю России, но и в историю её литературы. “Давыдов как поэт решительно принадлежит к самым ярким светилам второй величины на небосклоне русской поэзии… Талант Давыдова не великий, но замечательный, самобытный и яркий”, — писал В.Г. Белинский (писал в годы небывалого расцвета русской литературы). Декабрист М.В. Юзефович вспоминал такой разговор с Пушкиным: “Я раз сделал Пушкину вопрос, всегда меня занимавший: как он не поддался тогдашнему обаянию Жуковского и Батюшкова и даже в самых первых своих опытах не сделался подражателем ни того, ни другого? Пушкин мне отвечал, что этим он обязан Денису Давыдову, который дал ему почувствовать ещё в Лицее возможность быть оригинальным”. Давыдова любили, уважали, посвящали стихи Пушкин, Жуковский, Баратынский, Вяземский, Языков. Портрет «Чёрного капитана» висел в кабинете Вальтера Скотта.
Д.В. Давыдов родился 16 июля 1784 года в Москве. Род Давыдовых восходит к началу XV века, когда татарский мурза Минчак поступил на службу к великому князю Василию Дмитриевичу. Отец будущего поэта-партизана всю свою жизнь отдал военной службе. С детства мечтал стать военным и Денис Васильевич. “Страсть эта, — вспоминал он, — получила высшее направление в 1793 году от нечаянного внимания к нему графа Александра Васильевича Суворова, который, благословив его, сказал: «Ты выиграешь три сражения!»” Слова эти запомнились Давыдову и окончательно определили его жизненный путь.
Получив домашнее образование, Денис Васильевич приехал в 1801 году в Петербург поступать на службу. Карьера начала складываться успешно: в 1803 году он уже поручик лейб-гвардии Кавалергардского полка. Занимался и литературой. Написанные им в 1804 году крамольные басни («Голова и ноги», «Река и зеркало», «Орлица, Турухтан и Тетерев») прервали быстрое продвижение по службе. Вряд ли за этимистихами двадцатилетнего Давыдова стояла какая-нибудь политическая программа. Однако басня «Орлица, Турухтан и Тетерев» содержала оскорбительные для Александра I намёки на убийство императора Павла (Турухтана) — а в заговоре участвовал и Александр, сам же Александр был представлен Тетеревом — “разиней бестолковым” и “глухой тварью” (император был глух на левое ухо). Написанные в молодости басни на всю жизнь закрепили за Давыдовым репутацию неблагонадёжного человека. Денис Васильевич был вынужден оставить столицу и перевестись из гвардии в Белорусский гусарский полк. Здесь он окунулся в среду армейской гусарской вольницы, с её лихостью и разгулом. Однополчанином Давыдова стал прославленный им Бурцов, имевший репутацию “величайшего гуляки и самого отчаянного забулдыги из всех гусарских поручиков”.
Гусарщина, или гусарство, — одно из характернейших бытовых и психологических явлений той эпохи. “Отличительную черту характера, дух и тон кавалерийских офицеров… составляли удальство и молодечество, — писал М.И. Пыляев. — Девизом и руководством в жизни были три стародавние поговорки: «Двум смертям не бывать, а одной не миновать», «Последняя копейка ребром», «Жизнь — копейка, голова — ничего!» Эти люди и в войне, и в мирное время искали опасностей, чтобы отличиться бесстрашием и удальством. Любили кутить, но строго помнили поговорку: «Пей, да дело разумей», «Пей, да не пропивай разума». Попировать, подраться на саблях, побушевать, где бы иногда и не следовало — всё это входило в состав военно-офицерской жизни мирного времени… Буйство, хотя и подвергалось наказанию, но не считалось пороком и не помрачало чести офицера, если не выходило из известных условных границ. Стрелялись редко, только за кровные обиды, за дело чести, но рубились за всякую мелочь. После таких дуэлей обыкновенно следовала мировая, шампанское и так далее. Дуэль ещё больше скрепляла товарищескую дружбу. По мнению современников, в те годы не каждый решился бы говорить дурно про товарища, клеветать заочно и распространять клевету намёками. За офицера одного полка сразу вступались по десятку товарищей. Офицеры в полку принадлежали одной семье, у них всё было общее — честь, дух, время, труды, деньги, наслаждения, неприятности и опасность. Офицерская честь ценилась очень высоко. Офицер, который бы изменил своему слову, не вступился бы в потребную минуту за однополчанина или обманул кого бы то ни было, положительно не был терпим в полку”. Эта лихость имела и определённое идейное содержание. Такой тип поведения, по словам Ю.М. Лотмана, “воспринимался не в качестве нормы армейского досуга, а как вариант вольномыслия. Элемент вольности проявлялся здесь в своеобразном бытовом романтизме, заключавшемся в стремлении отменить всякие ограничения, в безудержности поступка… Смысл поступка заключался в том, чтобы совершить неслыханное”. Дух “гусарства” с его лихостью, независимостью и благородством навсегда усвоил себе Д.В. Давыдов.
В 1806 году благодаря стараниям друзей Давыдов был переведён в лейб-гвардии гусарский полк. Однако столичная служба не радовала его — ведь в это время Россия вела войну с наполеоновской Францией. Главнокомандующим русской армии был назначен известный своей оригинальностью граф М.Ф. Каменский. Чтобы добиться расположения графа и отправиться на войну, Давыдов предпринял “набег” на квартиру фельдмаршала в четыре часа утра. В конце концов ему всё же удалось добиться назначения на должность адъютанта командующего авангардом русской армии П.И. Багратиона. В первом же сражении, возвращаясь к своему начальнику, Денис Васильевич решил разгромить французов и тем прославиться. Подговорив нескольких гусар и казаков, он бросился на неприятельские пикеты и опрокинул их. К французам подоспело подкрепление, и храбрецы вынуждены были спасаться бегством. Давыдов принимал участие в важнейших сражениях этой кампании — при Прейсиш-Эйлау и Фридланде, был награждён несколькими орденами и золотым оружием. В 1809 году Денис Васильевич под началом генерала Я.П. Кульнева сражался уже со шведами в Финляндии. Именно здесь он приобрёл первый опыт партизанских действий, совершив несколько смелых набегов на неприятеля. В 1809–1810 годах Давыдов находился в Задунайской армии и принимал участие во всех крупных сражениях с турками.
1812 год стал важнейшим в жизни Давыдова, имя его неразрывно связано с событиями Отечественной войны. Накануне Бородинского сражения Денис Васильевич получил в командование небольшой отряд, состоявший из 130 казаков и гусар (впоследствии отряд был увеличен), и, оставив главную армию, отправился на пути сообщения французов. Здесь Давыдов — истинный поэт, с его энергией, независимостью, любовью к импровизации — оказался на своем месте. “Поэтическое отношение между кораблями линейными и разбойничьими, — писал он, — то же, что между армией и партизанами. К движениям и сражениям армии, однообразным до утомления, поэзия нейдёт”. Что же касается партизанских действий, то это “поприще, исполненное поэзии, требует… пламенного воображения, врождённой страсти к смелым предприятиям” и не “довольствуется лишь одним хладнокровным мужеством”.
Давыдов стал инициатором партизанской войны, одним из первых и самых выдающихся партизанских командиров 1812 года. В результате действий его партии были взяты тысячи пленных, захвачены сотни фур с провиантом и военным имуществом. Постоянно поддерживал Денис Васильевич связь с крестьянскими партизанскими отрядами. После изгнания Наполеона из России Давыдов получил чин полковника, ордена святого Георгия 4-й степени и святого Владимира 3-й степени.
В 1813 и 1814 годах Денис Васильевич участвовал в заграничных походах русской армии. За бой под Бриеном он получил чин генерал-майора, однако через несколько месяцев в приказе по армии было объявлено, что генеральский чин присвоен ему “по ошибке”. Лишь спустя год выяснилось, что “по ошибке” он был разжалован.
После победоносного завершения войны Давыдов занимал должности начальника штаба различных пехотных корпусов, непременно отстаивая право носить усы (усы в то время могли носить лишь офицеры гусарских полков). Занимался и литературой, писал стихи, исторические и военные произведения («Военные записки», «Опыт теории партизанского действия» и другие). В 1819 году он женился на Софье Николаевне Чирковой. Брак оказался счастливым.
Но мирная служба и атмосфера, установившаяся в армии, не нравились Давыдову. Попытки перевестись на Кавказскую пограничную линию не увенчались успехом, и в 1823 году Денис Васильевич вышел в отставку.
Придерживаясь консервативных политических взглядов, Давыдов не примкнул ни к одному из тайных обществ и в движении декабристов участия не принимал. После начала русско-персидской войны (1826) он вернулся в строй, вновь командовал отдельным отрядом, одержал ряд побед. Выйдя в отставку после заключения мира, Денис Васильевич жил в одном из своих имений, посвящая досуг семье, хозяйству и творчеству. “Мир и спокойствие — и о Давыдове нет слуха, его как бы нет на свете; но повеет войною — и он уже тут, торчит среди битв, как казачья пика. Снова мир — и Давыдов опять в степях своих, опять гражданин, семьянин, пахарь, ловчий, стихотворец, поклонник красоты во всех её отраслях…” — писал поэт в «Автобиографии».
В 1831 году вспыхнуло восстание в Польше. Во главе отдельного кавалерийского отряда Давыдов громил польских повстанцев. За победы он удостоен чина генерал-лейтенанта. Война закончена — и Давыдов уже навсегда “распоясался и повесил шашку свою на стену”.
Самым ярким воспоминанием для Дениса Васильевича в конце жизни оставался славный 12-й год. В 1838 году с ним встречался Н.Полевой: “Два утра просидел я с Денисом Давыдовым, который стареет ужасно и живёт в прошлом, или, лучше сказать, в одном: 1812-м годе и Наполеоне”.
Вскоре, 22 апреля 1839 года, Денис Васильевич Давыдов скончался.

Второй поэт-современник Пушкина, о котором мне захотелось найти информацию, стал М. И. Глинка. Итак!

Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца. Десяти лет начал учиться игре на фортепьяно и скрипке.
В 1817 году родители привозят Глинку в Петербург и помещают в Благородный пансион при Педагогическом институте. В Петербурге Глинка берет уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у пианиста и композитора Дж. Фильда. По окончании пансиона в 1822 году он усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди.
В 1830 году композитор уезжает за границу - сначала в Италию, затем в Австрию и Германию. В Италии он изучает прославленный вокальный стиль bel canto и сам много сочиняет в "итальянском духе". В 1833 - 1834 годах Глинка живет в Германии и под руководством немецкого теоретика З. Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки. Ден, один из передовых теоретиков своего времени, обобщил и привел в систему все накопленные Глинкой практические знания.
В 1834 году Глинка возвращается в Россию с новыми произведениями и обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету Жуковского, останавливается на предании об Иване Сусанине. Вскоре после постановки "Ивана Сусанина" Глинка назначается капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководит в течение двух лет.
В 1844 году Глинка уезжает во Францию, а затем в Испанию. Творческим результатом этой поездки явились испанские увертюры - "Арагонская охота" (1845) и "Ночь в Мадриде" (1848), написанные на испанские народные темы.
По возвращении из-за границы он создает свое значительнейшее симфоническое произведение - "Камаринскую" (1848), в которой по словам Чайковского, "как дуб в желудке", - вся русская симфоническая школа. В 1852 году Глинка вновь уезжает за границу, где проводит с небольшим перерывом последние годы своей жизни. Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857 года в Берлине. Впоследствии тело композитора было перевезено в Петербург.
Глинка считается родоначальником русской классической музыки, зачинателем двух новых направлений русской оперы (народная музыкальная драма и опера-сказка), он заложил основы русского симфонизма, его романсы являются классическими образцами этого жанра.
Литература.
"100 знаменитых оперных либретто". "Урал LTD".
Среди известных опер М. И. Глинки:

"Иван Сусанин"
опера в четырех действиях с эпилогом (семи картинах)
Либретто Г. Розена.
Действующие лица:
Иван Сусанин, крестьянин села Домнина (бас)
Антонида, его дочь (сопрано)
Ваня, приемный сын Сусанина (контральто)
Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды (тенор)
Русский воин (бас)
Польский гонец (тенор)
Сигизмунд, король польский (бас)
Крестьяне и крестьянки, ополченцы, польские паны и паненки, рыцари
Действие происходит 1612 году.

"Руслан и Людмила"
опера в пяти действиях (восьми картинах)
Либретто по одноименной поэме А. С. Пушкина написано самим композитором совместно с В. Ф. Ширковым. В работе над текстом принимали участие также Н. Кукольник, Н. Маркевич, М. Гедеонов, К. Бахтурин, А. Шаховской.
Действующие лица:
Светозар, великий князь киевский (бас)
Людмила, дочь его (сопрано)
Руслан, киевский витязь, жених Людмилы (баритон)
Ратмир, князь хазарский (контральто)
Фарлаф, витязь варяжский (бас)
Горислава, пленница Ратмира (сопрано)
Финн, добрый волшебник (тенор)
Наина, злая волшебница (меццо-сопрано)
Баян, певец (тенор)
Черномор, злой волшебник (без слов)
Сыновья Светозара, витязи, бояре и боярыни, сенные девушки, няни и мамки, отроки, гридни, чашники, стольники, дружина и народ; девы волшебного замка, арапы, карлы, рабы Черномора, нимфы и ундины.

Люби не то, что хочется любить, а то, что можешь, то, чем обладаешь.

2

Re: Домашнее задание. Начало

А вот та информация о тропах, которую я смогла найти:

Тропом называется прием речи, состоящий в таком замещении речения (слова или словосочетания) другим, при котором замещающее речение, используясь в значении замещенного, обозначает последнее и сохраня¬ет смысловую связь с ним.
Выражения «черствая душа», «линия понимания вещей», «столица мгновенно прервала свои занятия», «не слышно русско¬го гражданина», «и меч и гром пушек не в силах занимать мир», «мир в дороге, а не у пристани, не на ночлеге, не на временной станции или отдыхе» содержат тропы.
Читая эти выражения, мы понимаем, что «черствая душа» означает, во-первых, человека с душой, а не только душу, во-вторых, черствым бывает хлеб, поэтому черствая душа - это ду¬ша, которая, подобно черствому хлебу, лишилась способности чувствовать и сопереживать другим людям; что выражение «столица мгновенно прервала свои занятия» означает не сам город, а жителей города, которые ничего не рвали, а решительно прекратили свои занятия, подобно тому как разрывают веревку; что выражение «не слышно русского гражданина» означает, что ни один из многочисленных русских граждан не высказывается в письменной или устной форме, и потому, очевидно, отсутствует, либо вовсе не осталось людей, которые вели бы себя достойным гражданина образом, и т. д.
Каждое из этих слов - «черствый», «линия», «столица», «не слышно», «меч», «гром пушек», «мир», «в дороге» - замещает Другое слово и потому используется в несобственном, перенос¬ном значении. Переносное значение, однако, содержит связь того слова, которое использовано, с тем словом, вместо или в смысле которого оно использовано, и эта связь каждый раз пред¬ставляет собой специфическое пересечение значений двух или нескольких слов, которое создает особый образ предмета мысли, обозначенного тропом.
Тропы часто рассматриваются как украшения речи, без кото¬рых можно бы и обойтись и которые, более того, порой делают речь излишне образной, темной и напыщенной. Отчасти это суж¬дение верно - троп может быть средством художественного изо¬бражения и украшения речи, как, например, у Ф. Соллогуба: «В метафорический наряд речь стихотворная одета».
Но троп не только средство художественного изображения, но и в гораздо большей степени — средство раскрытия смысла, например: «Личность, призванная к соединению с Богом... связа¬на с природой урезанной, искаженной грехом...» (В. Н. Лосский); здесь выражение «урезанная природа» нужно, чтобы точно, емко и кратко передать мысль автора: «урезанный» означает «насиль¬ственно и неправильно ограниченный». В прозаической речи троп является важнейшим инструментом определения и выраже¬ния смысла.
Троп родственен определению, но, в отличие от определения, способен выражать оттенок мысли и создавать смысловую ем¬кость речи.
Многие слова языка, которые мы привыкли использовать, не особенно задумываясь об их значении, образовались как тропы. Мы говорим «электрический ток», «поезд пришел», «сырая осень», но также «Слово Божие», «милосердие Божие», «в руце Твои предаю дух мой», но во всех этих выражениях слова исполь¬зованы в переносном смысле, хотя мы часто не представляем себе, как можно было бы заменить их словами в собственном значении, ибо таких слов может и не быть в языке.
Тропы подразделяются на стершиеся общеязыковые (как «электрический ток», «железная дорога») и речевые (как «сырая осень», «черствая душа»), с одной стороны, и авторские (как «мир не у пристани», «линия понимания вещей») — с другой. Но между этими двумя разрядами тропов лежит третий: это такие выражения, как «Бог Слово», «Десница Божия», «Дух Святый».
Если нет никакой необходимости размышлять о происхожде¬нии выражения «железная дорога», то, осмысливая богословские понятия, следует понимать их внутреннюю форму и помнить, что прямое значение, которое они передают, абстрактно и дос¬тупно нам лишь отчасти и что мы здесь имеем дело со сравнени¬ем от доступного восприятию к недоступному для мысли.
Если мы обратим внимание не только на связь значений за¬мещаемого и замещающего слов, но и на то, каким способом эта связь получается, то увидим различие приведенных выше выра¬жений. Действительно, если замкнутый и недружелюбный чело¬век подобен черствому хлебу, линия понимания вещей подобна направлению мысли, то столица включает в себя жителей, кото¬рые являются ее составной частью, голос есть условие речи, а речь - свойство человека, быть гражданином есть родовое свой¬ство граждан, обнаженный меч есть символ войны, а извлечение меча из ножен предшествует бою.
□   Тропы различаются в зависимости от тех смысловых отно¬шений (общих мест), которые лежат в их основании.
Метафора - троп, основанный на подобии, признак которого характери¬зует предмет мысли:
«И    опять    звезда    ныряет    в    легкой    зыби    невских    волн» /Ф. И. Тютчев/.
Метафора - самый значимый и употребительный троп, по¬скольку отношение подобия раскрывает широкий круг сопостав¬лений и образов предметов, не связанных обязательными отно¬шениями, поэтому область метафоризации практически безгра¬нична и метафоры можно видеть практически в любых видах текстов, от поэзии до документа.
В нижеследующем примере видно, как система метафор вы¬страивает философско-публицистический текст, в основе которо¬го лежат два образа: разоренной сокровищницы и птицы, обесси¬ленной ветром.
«При таком слепом и наивно морализирующем подходе все огром¬ное хранилище духовной культуры оказывается опустошенным и со¬кровища его извергнутыми; все творческое напряжение человече¬ского духа оказывается осужденным и запрещенным. Религиозно обескрыленный, осмеянный и низведенный; познавательно обесси¬ленный и ослепленный; художественно урезанный и порабощен¬ный; лишенный прав, обороны и родины, человек остается к концу этого противодуховного циклона жалким существом об одном, мо¬ральном измерении; и высшим понуждением его остается самопону¬ждение к безвольно-сентиментальной жалости»258.
Метафора легко развертывается в эпитет, сравнение, характе¬ристику, притчу и даже в целый текст аллегорического характеpa, в котором персонажи, их отношения, действия и слова, сама композиция образуют целую сеть метафор.

Скатившись с горной высоты,
Лежал во прахе дуб, перунами разбитый;
А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый...
О Дружба, это ты!
                                                 В. А. Жуковский.

Метонимия -троп, основанный на отношении смежности.
Метонимический перенос связан с описанием и обстоятельст¬венными топами, которые являются смысловой основой метони¬мии: предыдущего и последующего, причины и действия, деяте¬ля и действия, содержащего и содержимого, знака и означаемого, времени и предмета или действия, материала и вещи.
• Предыдущее ~ последующее:

«...принуждены мы были с болезненным и сокрушенным сердцем, призвав в помощь Бога, обнажить свой меч и обещать царству на¬шему, что мы не опустим оный во влагалище, доколе хотя один из не¬приятелей оставаться будет вооружен на земле нашей».
                                                                                  Манифест имп. Александра I.

Сначала обнажают меч, а потом им сражаются, сначала побе¬ждают, а затем опускают меч в ножны.
•  Причина ~ действие:

«Бизнес плодит компаньонов, вера - рождает подвижников правды и добра».
                                                                                        Митрополит Иоанн.

Бизнес, как и вера, являются причинами соответствующих действий, а не самими действиями: деловые отношения в бизнесе создают компаньонов; христианская нравственность, причина которой - вера, создает подвижников добра и правды. Как и в предшествующем примере: быть вооруженным - условие воен¬ных действий.
•  Деятель ~ действие:

«Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал».
                                                                                 А. С. Пушкин.

Автор читал произведения Апулея и не читал произведений Цицерона.
•  Личность ~ общество:

«... князья северных племен движутся на юг по великому водному пути их Балтийского моря в Черное, утверждают свое пребывание в Киеве, откуда начинают частые сношения с Византиею...»
                                                                                         С. М. Соловьев.

Князья вместо славянских племен, которые двигались на юг.
•  Содержащее ~ содержимое:

«Брега Невы руками плещут».
                                                                                   М. В. Ломоносов.

Рукоплещут люди, находящиеся на берегах Невы.
•  Знак ~ означаемое:

О Росс! твоя лишь добродетель
Таких великих дел содетель;
Лишь твой орел луну затмил.
                                         Г. Р. Державин.

Орел - российский герб, луна - символ Османской империи.
•  Действие ~ время:

«Не умрет из нашей старины ни зерно того, что есть в ней истинно русского и что освящено Самим Христом».
                                          Н. В. Гоголь.

Старина вместо деяний людей в прежние времена.
•  Материал ~ произведение:

Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе
И чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале...
                                         А. С. Пушкин.

Фарфор, бронза, хрусталь вместо произведений из них.

Синекдоха - троп, основанный на отношениях рода и вида, части и це¬лого, единичного и множественного.
•  Часть ~ целое:

На недоступные громады
Смотрю по целым я часам, -
Какие росы и прохлады
Оттуда с шумом льются к нам!
Вдруг просветлеют огнецветно
Их непорочные снега:
По ним проходит незаметно
Небесных ангелов нога...
                                         Ф. И. Тютчев.

Вместо целого (ангел) часть (нога); вместо множественного (ноги) единичное (нога).
•  Род ~ вид:

«Начинают яснее обозначаться будущие пределы позднейших за¬падных государств и частных культур Италии, Франции, Германии, близятся крестовые походы, близится цветущая эпоха рыцарства, феодализма германского, положившего основы чрезмерному само¬уважению лица {самоуважению, которое перейдя путем зависти и подражания сперва в буржуазию, произвело демократическую рево¬люцию и породило все эти нынешние фразы о беспредельных правах лица, а потом, дойдя до нижних слоев западного общества, сделало из всякого поденщика и сапожника существо, исковерканное нервным чувством собственного достоинства)».
                                                          К. Н. Леонтьев.

Вместо человека (вид) существо (род); вместо третьего сосло¬вия (род) поденщика и сапожника (вид); вместо феодалов (част¬ное) феодализм (общее); вместо конкретных людей (носитель свойства) абстрактное свойство (самоуважение).
• Единичное ~ множественное:

Я буду помнить звездный кров
В сияньи вечных слав
И маленьких баранчуков
У чернокосых матерей
На молодых руках.
                                А. А. Ахматова.

Вместо единичного «слава» - «вечные славы» во множест¬венном числе, то есть звезды; употребление абстрактного суще¬ствительного во множественном числе конкретизирует его зна¬чение: поэт говорит о «вечной славе», которую тварь поет Творцу.
Другой пример - единичное вместо множественного:

Вошел! - не бойся, рек, и всюды
Простер свой троегранный штык...
                                                Г. Р. Державин.

Речь идет о взятии Измаила: имеются в виду русские солдаты, которые называются в единственном числе («Росс»).

Антономазия - троп, основанный на отношении имени и именуемого качества или признака: использование собственного имени в смысле качества или собирательного образа:

«... гений всегда остается для своего народа живым источником ос¬вобождения, радости и любви. Он есть очаг, на котором, прорвавшись, вспыхнуло пламя национального духа. Он есть тот вождь, который от¬крывает своему народу прямой доступ к свободе и к божественным содержаниям, - Прометей, дарящий ему небесный огонь, Атлант, не¬сущий на своих плечах духовное небо своего народа, Геракл, совер¬шающий от его лица свои подвиги».
                                             И. А. Ильин.

Имена мифологических персонажей Прометея, Атланта, Ге¬ракла олицетворяют духовное содержание личного подвига че¬ловека.
Пример использования нарицательного имени как собствен¬ного для персонификации соответствующего качества.
«Однако сегодня людям вновь пытаются навязать мировоззрение, в котором нет места святыням. Сердце человека - престол Божий - пы¬таются занять уродливые безблагодатные идолы материального пре¬успеяния: Успех, Богатство, Комфорт, Слава».
                                                                  Митрополит Иоанн.

Гипербола - троп, основанный на отношении «большее ~ меньшее» и состоящий в явно неправдоподобном преувеличении качества или при¬знака.
«Творец мой! оглушил звончее всяких труб».
                                                                 А. С. Грибоедов.
Литота - троп, противоположный гиперболе и состоящий в чрезмерном преуменьшении признака или качества.
«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка».
                                                                      А. С. Грибоедов.
Металепсис - сложный троп, который образован от другого тропа, то есть состоит в двойном переносе значения.
Небывалая осень построила купол высокий, Был приказ облакам этот купол собой не темнить. И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки, А куда подевались студеные, влажные дни?
                                                                                                                                  А. А. Ахматова.
Олицетворение осени позволяет построить новый метафори¬ческий образ: осень строит высокий купол, то есть высокое не¬бо.

Люби не то, что хочется любить, а то, что можешь, то, чем обладаешь.

Re: Домашнее задание. Начало

Прекрасный экскурс в прошлое. Весьма занимательная биография известного человека. Единственное, что можно было бы добавить - упомянуть об одной интересной особенности Дениса Давыдова, которая являлась, на самом деле, его личной трагедией: необычайно маленький рост. К примеру, всем известная в военных кругах, олонецкой стали сабля знаменитого генерала Кульнева, героя шведских и наполеоновской войн, доставала своим эфесом Давыдову до кончика носа...)))
Спасибо за полученное от прочтения удовольствие!

4 (изменено: Moongamer, 2007-08-23 12:05:53)

Re: Домашнее задание. Начало

Оченно интересная инфа. Только объясните, вместе с Редакторами, наверное - в чем была творческая составляющая сего задания? Кстати, не приведете примеры и з своих стихов, использованы ли какие-либо тропы Вами и какие именно?
О творчестве Дениса Давыдова. Да, поэтическое наследие Давыдова невелико. Но не настолько, чтобы нельзя было привести хоть несколько строчек и сформулировать свое мнение. А то, перефразируя самого Героя - "о войне, да о войне, а о поэзии - ни полслова!". Хоть бы "Вечерний звон" вспомнили бы...

5

Re: Домашнее задание. Начало

Спасибо за отзывы, я обязательно учту ваши пожелания, скоро размещу произведения Давыдова, обещаю!

Люби не то, что хочется любить, а то, что можешь, то, чем обладаешь.

6

Re: Домашнее задание. Начало

По Просьбе Moongamerа, публикую несколько особенно понравившихся стихотворений Дениса Давыдова:
- Романс -

Жестокий друг, - за что мученье?
Зачем приманка милых слов?
Зачем в глазах твоих любовь,
А в сердце гнев и нетерпенье?
Но будь покойна только ты,
А я, на горе обреченный,
Я оставляю все мечты
Моей души развороженной...

И этот край очарованья,
Где столько был судьбой гоним,
Где я любил, не быв любим,
Где я страдал без состраданья,
Где так жестоко испытал
Неверность клятв и обещаний, -
И где никто не понимал
Моей души глухих рыданий!

(1834-1835)


Я вас люблю так, как любить вас должно:
На перекор судьбы и сплетней городских,
На перекор, быть может, вас самих,
Томящих жизнь мою жестоко и безбожно.
Я вас люблю, - не от того, что вы
Прекрасней всех, что стан ваш негой дышет,
Уста роскошствуют и взор востоком пышет,
Что вы - поэзия от ног до головы!
Я вас люблю без страха, опасенья
Ни неба, ни земли, ни Пензы, ни Москвы, -
Я мог бы вас любить глухим, лишенным зренья...
Я вас люблю затем, что это - вы!
На право вас любить не прибегу к пашпорту
Иссохших завистью жеманниц отставных:
Давно с почтением я умоляю их
Не заниматься мной и убираться к черту!

(1834)

- Вальс -

Кипит поток в дубраве шумной
И мчится скачущей волной,
И катит в ярости безумной
Песок и камень вековой.
Но покорен красой невольно,
Колышет ласково поток
Слетевший с берега на волны
Весенний, розовый листок.
Так бурей вальса не сокрыта,
Так от толпы отличена,
Летит воздушна и стройна
Моя любовь, моя Харита,
Виновница тоски моей,
Моих мечтаний, вдохновений,
И поэтических волнений,
И поэтических страстей!

(1834)

Люби не то, что хочется любить, а то, что можешь, то, чем обладаешь.

7

Re: Домашнее задание. Начало

Вот видите, Аня, есть строчки, заслуживающие внимания. Дело в том, что офицеры-дворяне, в большинстве свем, люди образованные, почти все писали стихи - в альбомы девушкам, для исполнения под гитару (кроме пунша и арака - единственного развлечения в походных условиях). Из них иногда вырастали замечательные поэты, возьмите Лермонтова, Вяземского, Глинку, Дельвига. Ну, песни под "пунш" не будем обсуждать, "что возьмешь с гусара!". Но в душе они были романтиками, ранимыми и обделенными женским вниманием людьми, и это выплескивалось наружу, например, в романсах. То, что Вам понравились именно эти строчки - тому подтверждение. А романс Давыдова "Вечерний звон" исполняется уже 200 лет! И не устаревает, заметьте . Лучшие вокалисты включают его в свой репертуар.
Удачи Вам, Анна!

8

Re: Домашнее задание. Начало

Moongamer, спасибо большое за теплые строки!

Люби не то, что хочется любить, а то, что можешь, то, чем обладаешь.

9

Re: Домашнее задание. Начало

Анюта, молодец! Интересно было прочитать все.

Екатерина Турова - будем знакомы!

10

Re: Домашнее задание. Начало

KT пишет:

Анюта, молодец! Интересно было прочитать все.

Спасибо, Екатерина!

Люби не то, что хочется любить, а то, что можешь, то, чем обладаешь.